О жизни необычного народа

Несмотря на актуальность проведения исследований национальных культур, особенно для астраханского региона, всегда отличавшегося этнической пестротой, изучение цыганской культуры до сих пор является мало затронутой сферой. О происхождении, истории появления цыган на астраханской территории, их традициях и менталитете известно очень мало. Для части населения цыгане, как дикий народ, со своими чуждыми нравами и непривычной непосредственностью.

Тем не менее любовь к цыганской культуре, их фольклору всегда существовала и существует в нашей стране. Есть в этом народе что-то притягательное, окутанное некой тайной. После вышедших на экраны фильмов, таких, как «Табор уходит в небо», «Цыган», «Возвращение Будулая» у многих советских девчонок появилась мечта выйти замуж за цыгана, цыганская жизнь тогда ассоциировалась с романтикой, приключениями, протяжными песнями у костра. Но сегодня от кочевого цыганского образа жизни не осталось и следа, они живут обычной жизнью, в таких же, как у всех, домах, реже в квартирах. Однако цыган до сих пор многие сторонятся и побаиваются. Хотя этому есть довольно простое объяснение, заложенное самой природой: человека всегда пугало всё, что ему недоступно, неизвестно и непонятно. Действительно, цыганская культура является закрытой. Испокон веков цыгане вели обособленный образ жизни.

Основой в понимании цыганского национального характера является отношение цыган к миру. Для них он делится на две неравные части - на «своих», ромов (людей), и «чужих», которых они называют «гаджо». Возможно, причиной такого мироощущения являются отголоски кастовой системы, которая до сих пор сохранилась на их родине, в Индии. Но те, кто задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимали обычаи коренного населения. О цыганской магии и гипнозе ходят легенды, уходящие корнями в прошлые века, когда цыгане вели ещё кочевой образ жизни и по пути своего следования приобретали новые оккультные знания, которые передаются из поколения в поколение до сих пор. Боязнь цыган идёт из старинных поверий, гласивших, что цыганам нельзя смотреть в глаза, разговаривать с ними и показывать драгоценности. Не менее известна сила их магии: считается, что цыганское проклятие - самое страшное. Однако в сложившемся и уже устоявшемся представлении о цыганах есть свои неточности. Например, цыганская вольность, свобода - очень относительные понятия. У цыган очень строгие нравы и особое воспитание.

Кто они и откуда?

По последней переписи населения 2010 г., в России насчитывается 205 тысяч человек, относящих себя к цыганам, примерно 5,5 тысяч цыган проживает на территории Астраханской области, в самой Астрахани - не менее 2,6 тысяч и почти столько же в ближних пригородах. По сравнению, например, с переписью населения области в 2002 г., когда был зафиксирован 4331 цыган, можно отметить рост цыганского населения. Сейчас в Астрахани находится несколько поселений, фактически это бывшие «таборы» «саксонских» цыган. Традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Их поселения входят в состав поселков Янго-Аула и Свободного Ленинского района. Живут они также, где район Мосстроя, больница имени С. М. Кирова, посёлок Морской и ещё в 2-3 местах в близких окрестностях.

Культура цыган ярка, своеобразна и весьма необычна. Этот народ превосходно сохранил свой древний язык с индийскими корнями, звучащий и в Астрахани, и в её окрестностях. Местные цыгане с гордостью говорят, что «индийские фильмы без перевода понимают». Действительно, цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому так любят некоторые индийские фильмы. Именно у цыган сохранилась в основе «первичная» этническая традиция, в России с переселением на Волгу в середине XX в. она была лишь вновь адаптирована и переработана в контактах с новыми соседями. Важнейший принцип цыган - так называемый «ромáнипэ», примерно означающий «цыганство по духу, чувству», «цыганский закон», «цыганская определённость и самосознание».

Говоря о традиционной культуре цыган, касаясь при этом обрядовой составляющей, важно затронуть религию, потому что, как у каждой нации, у цыган есть своя шкала ценностей. Основными из них в порядке значимости являются: семья и религия. Цыгане, проживающие на территории области, обычно заявляют о себе как о православных христианах. Астраханские цыгане часто ходят в церковь. В городе есть несколько приходов, где чаще всего можно встретить верующих православных цыган. Это Петропавловская церковь, находящаяся в посёлке Свободном, построенная как воспоминание о находившейся здесь некогда древней Воскресенско-Болдинской пустыни, Покровский кафедральный собор на Селенских Исадах, Храм Преображения Господня на Трусово. Православные цыгане всегда справляют Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Петров день, Преображение Господне или, как принято его ещё называть, Яблочный Спас, Успение Пресвятой Богородицы. Раньше у цыган считалось, что в первые девять дней поста нельзя петь, плясать, ходить по вечерам в гости, мыться и расчёсываться. Повседневную жизнь цыган нередко определяли языческие обычаи. Цыгане верили в привидения и не желали связываться с мертвецами, а потому не только никогда не брали вещей, принадлежавших умершему человеку, но старались даже не упоминать его имени. До недавнего времени были случаи, когда цыгане покидали свои дома, если умирал кто-то из членов семьи.

Имеются данные о наличии у цыган и тайных верований, напоминающих индийские. Дело в том, что изначально верования цыган, действительно, были языческими, но за многие века своих странствий они ассимилировали многие языческие и неязыческие (иудейские и христианские) учения и верования. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у предков цыган, представляющих собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся к кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно, до их миграции в начале I тысячелетия на запад существовал наряду с агамическими культами, например, культ Шивы. Истоки культа содержат элементы, восходящие к доарийской древности, где присутствовала власть над животными, в частности, над змеями. Где бы на своём пути цыгане ни останавливались, они хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт. В каждой стране цыгане, живущие там не одно столетие, исповедуют местную религию. Вместе с тем данные цыганского языка приводят к мысли, что у предков современных цыган издавна существовала идея единого Бога-создателя, Бога-отца, и что именно эта идея, а не форма исповедания, является важнейшей для цыган и определяет их веротерпимость и уважительность по отношению к любой форме религии. Российские цыгане до наших дней сохранили набожность, которой не коснулась борьба с религией в годы советской власти.

Среди астраханских цыган можно встретить не только христиан, но и мусульман. Начиная с 1991 г., и с новой активной волной в 2001 г. на улицах Астрахани появились таджикоязычные цыгане - мусульмане-сунниты с гражданством Узбекистана (из окрестностей г. Термéз). Это были так называемые «люлû, льолû», таджикские «джугû», что означает «кочевники, бродяги, артисты». Их самоназвание «мугáты», от арабского «язычники, маги». Они более смуглые, многие женщины имеют характерную татуировку на лице, носят восточные одежды.

Особенности социальной организации

Взаимодействие цыганских групп и местного, преимущественно русского, населения выделяло из общей массы «своих» цыган. «Наши цыгане» всегда хорошо были известны жителям деревень, так же отлично знали отдельные семьи и «особенности» гостеприимства того или иного населенного пункта и даже дома.

Самая распространенная модель цыганской семьи - расширенная трехпоколенная семья. Современные нуклеарные семьи составляют около четверти всех исследованных цыганских семей. Как правило, отделившиеся от отца старшие сыновья с семьями селятся рядом, в результате чего образуется родственное поселение. Основу социальной организации и у оседлых, и у «кочевых» традиционно составлял род с патрилинейным десцентом. Мобильная община (табор) представляла собой один или несколько большесемейных коллективов, как правило, состоящих в родстве, хотя могли объединиться и представители разных родов, принадлежащих к одной этнической группе цыган. К табору также могли примыкать отдельные нуклеарные семьи или одиночки. При переходе к оседлой жизни эта община поселялась в одном месте, и вместо шатров ставились дома. Традиционно в цыганских семьях рождалось большое количество детей, что, как и у других народов, было обусловлено высокой детской смертностью. В ХХ веке уровень рождаемости среди населения стран Европы постепенно начал снижаться с развитием медицины, а также в связи с изменением структуры традиционной патриархальной семьи. Снижение рождаемости у цыган началось позже, после перехода к оседлости и с увеличением доступа к медицинскому обслуживанию. Но это снижение произошло не сразу, а на протяжении одного-двух поколений: переписи населения 1959 -1980 годов показывают рост цыганского населения СССР в два раза. В более позднее время количество детей в цыганских семьях уменьшилось. Так, если в 40-50-х гг. часто встречались семьи с 7-10 детьми, то в наше время редко встретишь семью, где больше 3-4 детей. В городских обеспеченных семьях у пар от сорока лет и ниже сейчас чаще всего в семье два ребенка.

Большое значение имеют в цыганской семье этикет и комплекс так называемой «семейной обрядности», состоящий из примет и обычаев. У большинства цыган действует очень сложный этикет из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека. Так, в гостях и на праздниках женщины обычно сидят отдельно от мужчин: по разным сторонам стола, за разными столами или даже в разных помещениях. Младшим обычно запрещается пить алкоголь при старших или же предписывается спрашивать их разрешения. При этом имеет значение не фактический возраст, а разница в возрасте и семейное положение. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит. Гостя, по этикету, полагается накормить. Отказываться от угощения невежливо. Кроме того, считается, что в гости надо приходить с «гостинцем». Когда в семье рождался ребёнок, с утра другая женщина обходила дома с водой, окропляя их, а цыгане бросали ей в ведро деньги. Роженица не должна была трогать посуду, ела отдельно в течение двух недель. Младенца не принято пеленать на столе, потому что на стол кладут покойника.

У православных цыган, когда крестили мальчика, давали ему имя крёстного отца, а когда крестили девочку, давали её имя крёстной матери. У цыган родовое имя и фамилия, записанная в паспорте, чаще всего не совпадают. Это связано с системой двойных фамилий, а нередко и имен у цыган. Реальная родовая фамилия часто остается известной в цыганской среде (ее указывают на надгробиях), а в паспорте пишется фамилия, принятая среди окружающего населения, часто случайная, так как ей не придается значения. Чтобы ребёнка никто не сглазил, его обвязывают красной лентой. Зачастую детей сватали ещё в младенчестве. Ранее существовал обычай брать в семью будущую невесту с согласия ее родителей еще в возрасте 9-10 лет, и по достижению возраста 13-15 лет играли свадьбу. Обычай обмена невестами (это когда одна семья отдавала дочь-невесту и брала сестру жениха в жены для своего сына) был выгоден для обеих сторон и избавлял семьи от надобности выкупа. Попасть на цыганскую свадьбу сложно, хотя бы потому, что на нее заранее никого не приглашают, не принято, вдруг по каким-то причинам свадьба расстроится. О свадьбе знают самые приближенные. Обычно жених и невеста приглашают гостей на свадьбу именно в день свадьбы.

Во внутреннем убранстве домов современных цыган остаётся в основе традиционная система. Жилище многих цыганских семей представляет собой одну большую комнату без всяких перегородок и без мебели, не считая трюмо, тумбочки под телевизор и низкого стола для еды. Среди стариков до сих пор бытует презрительное отношение к мебели, считается, что она человеку не нужна. Постель застилают большим количеством перин, подушки возвышаются большой горой чуть ли не до самого потолка. Сохранилась привычка считать самое высокое место «чистым», поэтому вещи гостей хозяева почтительно пытаются убрать повыше, например, на шкаф. Раньше считалось, что одежда женщины не чистая, кроме фартука. Женщина могла нарочно коснуться краем юбки мужчины во время ссоры, чтобы опоганить его. Когда роняли на землю вилку или ложку, потом не использовали их больше. Многие цыганские поверья ещё актуальны и являются частью традиционной стороной семейной обрядности.

Цыгане-участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Мало кому известной страницей в истории является роль и участие цыган во Второй мировой войне. Победа Германии означала для цыган смерть. Осознав, что гитлеровский фашизм несет цыганскому народу уничтожение, многие цыгане вступили в ряды вооруженных сил (в том числе и добровольцами). Появились и участники партизанской борьбы на оккупированной территории. Архивы министерства о б о р о н ы свидетельствуют, что к концу войны было известно одиннадцать цыган - Героев Советского Союза и множество кавалеров самых высоких орденов. Статистика в данном случае не может отразить действительность, поскольку большинство цыган в паспортах значилось русскими, украинцами или татарами. Военные профессии цыган разнообразны: они были пехотинцами, танкистами, летчиками, стрелками-радистами, артиллеристами, десантниками. Цыганки служили санитарками, ходили в разведку.

А вы слыхали о Параимос?

массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны )

О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает "Параи́мос"? А "Самударипен"? А про "Кали Траш" кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же.

И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много.

Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же.

Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих.

Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны.

А что касается цыган....

Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом.

Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что "местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие".

Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау.

Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря.

Но люди не побоялись и пришли.

Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники.

Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря.

Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане.

Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду?!.. Но это так, к слову...

Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа.

В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев.

Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ... оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию.

Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по "цыганскому вопросу" в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной "Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции" при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе.

Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника "за недостатком улик".

Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда.

Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ.

В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой "за недостатком улик", нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются... легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года.

Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как рейхсфюрер СС Генрих Гимлер в декабре 1942 года.

Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера.

К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла.

Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы.

Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками.

Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников.Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что... у них было криминальное прошлое.

Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила "необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках" (это уже Википедия).

Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений.

Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов.

Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!..

Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган.

Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями.

Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми.

В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много...

О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга "Чёрная тишина". Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев.

Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами).

Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма.

Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма.

То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов.

И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей.

Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ.

Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства?

И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине.

Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от... беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле.

Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям?

До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества?

Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком.

Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад.

Для написания данного текста использованы материалы "THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER".

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические чистки 1933 года, во время которых тысячи цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в Европейской части СССР их оставалось еще немало. Кто-то из них продолжал вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 1930-х годов их стали стерилизовать, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись в СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не просто любили свою Родину, но и прекрасно понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовые медицинские службы.

Примечательна история снайпера цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил немало фашистов. Командир полка докладывал о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден Орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на счету Виктора были уже 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов он делился с коллегами опытом, подсказывал им, как выманивать противника из укрытия, а именно: заметив скопление немцев, просить командование открывать минометный огонь по траншеям врага, в результате чего гитлеровцы в испуге будут выскакивать из окопов и попадать на снайперский прицел.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Герои Советского Союза

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года советский десант был высажен в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

В оккупированных германскими войсками областях Советского Союза было уничтожено до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, шли в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыплять бдительность гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии присоединились к партизанскому движению Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим совершил диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков, который успешно действовал под его командованием.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в тылу, направляя затем средства на нужды Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления. Залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. Согласно отчету на 01.01.1944 г., коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч, которые тоже пошли в бюджет страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попал в концлагерь, где тренировал эсэсовцев, они отрабатывали на нем удары. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убили.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москве-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы.

По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона представителей кочевого народа, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник цыганам - жертвам нацистского режима находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с фашизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические чистки 1933 года, во время которых тысячи цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в Европейской части СССР их оставалось еще немало. Кто-то из них продолжал вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 1930-х годов их стали стерилизовать, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись в СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не просто любили свою Родину, но и прекрасно понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовые медицинские службы.

Примечательна история снайпера цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил немало фашистов. Командир полка докладывал о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден Орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на счету Виктора были уже 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов он делился с коллегами опытом, подсказывал им, как выманивать противника из укрытия, а именно: заметив скопление немцев, просить командование открывать минометный огонь по траншеям врага, в результате чего гитлеровцы в испуге будут выскакивать из окопов и попадать на снайперский прицел.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года советский десант был высажен в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

В оккупированных германскими войсками областях Советского Союза было уничтожено до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, шли в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках - образ молодой матери должен был усыплять бдительность гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии присоединились к партизанскому движению Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим совершил диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков, который успешно действовал под его командованием.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в тылу, направляя затем средства на нужды Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления. Залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. Согласно отчету на 01.01.1944 г., коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч, которые тоже пошли в бюджет страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попал в концлагерь, где тренировал эсэсовцев, они отрабатывали на нем удары. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убили.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт - сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москве-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона представителей кочевого народа, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник цыганам - жертвам нацистского режима находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с фашизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические «чистки» 1933 года, во время которых сотни цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в европейской части СССР оставалось немало цыган. Часть из них продолжала вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не только любили свою родину, но и трезво понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовую медицину.

Примечательна история цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил меткими выстрелами немало фашистов. Командир полка доложил о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на личном счету Виктора были 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов Беляков подсказал коллегам, как выманить противника из укрытия. Заметив скопление немцев, Виктор просил командование открыть минометный огонь по траншеям врага. Гитлеровцы в испуге выскакивали из окопов и попадали в прицел снайпера.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года была произведена высадка советского десанта в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

Гитлеровцы безжалостно уничтожали цыган на оккупированных территориях. В захваченных германскими войсками областях Советского Союза были уничтожены до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, уходили в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыпить подозрения гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии вступили в партизанское движение Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим провел успешную диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков и успешно им командовал.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в мирных городах и поселках. Собранные средства направлялись на поддержку Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления – залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. При этом согласно отчету на 01. 01. 1944 года коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч прибыли в доход бюджета страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попадает в концлагерь, где на нем отрабатывают удары эсэсовцы. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убивают.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москва-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона цыган, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник потерям кочевого народа находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с нацизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.