Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

3. Функции ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж - вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико - социально - психолого - педагогический патронаж - мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК , диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико - психолого - педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого - медико - педагогические комиссии (консультации) создаются на:

Региональном уровне (главенствующая) и

Муниципальном уровне (городские, районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

Консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК - определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК :

1) Разработка и осуществление медико - психолого - педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.


3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Состав специалистов:

Заведующая;

Социальный работник;

Психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

Врач - психиатр;

Дефектологи(олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

Методист;

Врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

Возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип(в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 - 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

1) Экспертно-диагностическая.

Обеспечивает высоко - профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед. работников, социального работника.

Соблюдается:

Достоверность диагностики;

Своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

Комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

Динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

Оформление заключения (см. образец) и

Определение специальных образовательных потребностей детей в соответствии с возрастными особенностями развития, интересами, способностями, «социальной ситуацией развития»

Определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

Совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая :

Планирование обследования;

Определение процедуры и условий обследования;

Обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

5) Методическая.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

Единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

Единые требования к процедуре обследования.

Обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная :

Консультации детей и подростков,

Консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка - через ПМП-е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

Родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

Осмотр ребенка,

Сбор анамнестических сведений,

Оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

Наблюдение,

Эксперимент,

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее - речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих, детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, рповодится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

Территориальная психолого-медико-педагогическая крмиссия.

В 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, который ввел в действие новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Новое положение определило и конкретизировало цели, задачи, функционал, ответственность и порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Первое типовое положение о (республиканской, областной) медико-педагогической комиссии (МПК) утверждено в 1949 году. Основной задачей, стоящей перед комиссией, был отбор в специальные, вспомогательные, школы детей с нарушениями умственного и физического развития.

Типовое положение о медико-педагогических комиссиях, утвержденное в 1976 году, несколько расширило функционал медико-педагогических комиссий, но приоритетные направления деятельности – выявление детей, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания, и комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений – остались без изменений.

Практика инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно расширила возможности получения образования. В 2003 году Министерство образования РФ разработало Инструктивное письмо «О психолого-медико-педагогической комиссии» (Письмо Минобразования РФ от 14.07.2003 № 27/2967-6), в котором скорректирована основная цель деятельности комиссий: «Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № 95 утвердил новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. И уже в 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, который ввел в действие новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Новое положение определило и конкретизировало цели, задачи, функционал, ответственность и порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

Положение от 2013 года, кроме регламентации деятельности комиссии, включает порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей. При определении основной цели деятельности комиссии отмечается важность своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а также необходимость подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Новое положение содержит требование об утверждении (в предыдущем Положении – определении) соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, состава и порядка работы комиссии.

Положение 2013 года вводит новое требование, регламентирующее деятельность комиссии: информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, положение прямо возлагает ответственность за обеспечение комиссии необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Основными направлениями деятельности комиссии , согласно Положению, являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

В Положении от 2013 г. направления деятельности комиссии расширены необходимостью осуществления учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

Согласно новому Положению у комиссии появилось право :

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

Положение о комиссии определяет, что обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В Положении отражено требование того, что обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Новое Положение содержит перечень документов, предъявляемых на комиссию родителями (законными представителями) ребенка. Запись на проведение обследования ребенка в комиссии, по требования Положения, осуществляется при подаче документов.

Появилось в Положении требование об информировании родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, обозначены сроки, в которые комиссия осуществляет информирование. В Положении отражены требования к заключению комиссии, в которых должны содержаться:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

В соответствии с Положением заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В новом Положении отражены права родителей (законных представителей), представляющих своих детей на комиссии:

присутствовать при обследовании детей в комиссии и при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;

высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Причины сложностей в обучении и поведении разнообразны (широкий спектр отклонений в физическом и/или психическом развитии, трудности в адаптации, различные психологические и социально-педагогические проблемы), разнообразны и пути их выявления.

Диагностическое обследование имеет четкую структуру и проводится в несколько этапов. Первый из этапов – выяснение запроса всех участников образовательного процесса. Второй - анализ входящей документации от педагогов и врачей-специалистов по проблеме, содержащий оценку уровня актуального развития и реабилитационного потенциала ребенка специалистами и родителями, информации о наличии сложностей обучения и поведения. Третий этап - проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования всех категорий детей (в том числе, детей с девиантным поведением). Четвертый - разработка рекомендаций комиссии по созданию особых условий обучения и воспитания. Специалисты комиссий проводят экспертную оценку индивидуальной динамики развития ребенка и мониторинг выполнения рекомендаций комиссии в ходе повторного обследования и динамического наблюдения как на своей территории, так и на территории образовательных организаций, в которых обучаются дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения. Современные комиссии мобильны.

Все перечисленные этапы диагностической работы в современных условиях не могут проходить без участия законных представителей (родителей) ребенка как равноправных участников образовательного и диагностического процесса. Характеристики современных ПМПК: благоприятный социально-психологический климат на всех заседаниях, а также доброжелательное отношение специалистов комиссий к детям и родителям, партнерскую обстановку во время обследования.

Диагностическое обследование детей в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья на комиссии является приоритетным направлением деятельности комиссий и проводится, как правило, в нескольких вариантах:

комплексное диагностическое обследование междисциплинарной командой специалистов (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и другими специалистами в зависимости от структуры нарушения и характера проблем у ребенка);

индивидуальный диагностический приём специалиста комиссии (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов);

углубленное диагностическое обследование по запросу медико-социальной экспертизы.

Для распределения функциональных обязанностей между членами комиссии характерна вариативность. Часто обследование ребенка проводит один специалист, а другие члены комиссии непосредственно к работе с ребенком не подключаются, а лишь участвуют в обсуждении результатов увиденного.

По результатам диагностического обследования и коллегиального обсуждения специалистами заполняется протокол комиссии, в котором отражаются: анкетные данные, причина обращения в центр, данные анамнеза, внешний вид и поведение в ситуации обследования, характеристики речи, моторное развитие, когнитивная сфера (восприятие, внимание, память, мышление), характеристики деятельности, эмоционально-волевая, мотивационно-личностная и коммуникативная сферы, индивидуальные особенности, обоснованные выводы подкрепленные данными тестовых и иных диагностических процедур.

Новообразованием в деятельности служб в России стала диагностика детей с целью выявления эффективности коррекционной работы и корректировки индивидуальной образовательной программы.

Конкретная задача обследования определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка для разработки индивидуальной адаптированной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Специалисты комиссий основываются на принципах, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, О.Н. Усанова и другие):

Диагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.

Диагностические задания доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку предлагается задание, которое он сможет успешно выполнить.

При обследовании специалисты уделяют внимание не только актуальным, но и потенциальным возможностям ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), что достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа осуществляется на научной основе, то есть при обследовании ребенка используются те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка.

Опыт психолого-педагогического изучения детей с церебральным параличом показывает, что двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана. В своей работе с детьми данной группы специалисты комиссий опираются, как правило, на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с ДЦП являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий.

Диагностические мероприятия, несмотря на различный уровень материально-технического оснащения комиссий, осуществляются в процессе деятельности - эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой. Диагностика уровня психического развития ребенка с сенсорными нарушениями в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Сложности отграничения сенсорных нарушений от снижения интеллекта, от речевых нарушений зачастую приводят к тому, что, например, глухие дети квалифицируются как умственно отсталые. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений психического развития по отношению к детям раннего возраста обусловлены тем, что разные отклонения в развитии могут иметь сходные внешние проявления.

Проблемная зона – качественно-количественная интерпретация результатов, подбор и разработка тестов (методик, приемов, заданий), которые позволяли бы определить уровень развития умственных способностей ребенка по возможности независимо от приобретенных им знаний. Перед специалистами комиссий стоит задача адаптации имеющихся методик к детям с ограниченными возможностями здоровья. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» обозначает приоритетные меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие квалифицированных кадров в ПМПК предотвращает гипердиагностику детей.

Широкий спектр особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий. Специальные образовательные условия можно распределить по различным ресурсным кластерам: материально-техническое обеспечение (включая и архитектурные условия), кадровое, информационное, психолого-педагогическое обеспечение, программно-методическое и т.п.

Рекомендации комиссии , как правило, формируются по нескольким направлениям. Для специалистов комиссии главной задачей является вопрос определения условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать свой потенциал развития, будет интегрированным в социум.

1. Организация образовательного процесса:

форма образования (в образовательной организации или вне её),

программа обучения,

уровень образования,

форма обучения (очная, очно-заочная, заочная),

степень включенности (полная, частичная, эпизодическая),

специальные методы и приемы обучения.

2. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения:

коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом,

сопровождение тьютора (на какое время),

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь,

занятия с педагогом дополнительного образования,

консультация врачей-специалистов.

3. Специальная организация среды образовательной организации: архитектурная среда (учебное и внеучебное пространство), специальные технические средства.

Материально-техническое обеспечение будет одним из значимых специальных условий обучения детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического этот компонент не имеет такой значимости. А для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата значимым специальным условием является наличие сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важнейшим специальным условием является создание безбарьерной архитектурной среды, а также организация образовательных условий в соответствии с операционально-деятельностными возможностями такого ребенка.

Индивидуализация специальных образовательных условий обучения отражается в итоговом заключении и рекомендациях комиссии, определяющих образовательный маршрут ребенка и условия его реализации. Рекомендации комиссии учитываются в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. В дальнейшем эти индивидуализированные специальные условия обучения включаются в адаптированную образовательную программу в качестве одного из ее компонентов.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам создания особых образовательных условий

Усиление консультативной и поддерживающей роли комиссий, предусматривающей возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций – одно из важных условий системы модернизации службы психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.

Консультативная помощь обеспечивает эмоциональную, смысловую и экзистенциальную поддержку ребёнку и законным представителям (родителям) в трудных ситуациях, с целью повышения их адаптивных возможностей и уровня личностной компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития. Цель консультирования родителей (законных представителей):

Помочь всем членам семьи адаптироваться к состоянию ребенка физически, психологически и социально;

Помочь наилучшим образом обеспечить потребности ребенка и не забывать о своих собственных;

Дать возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья уменьшить степень дезадаптации в повседневной жизни.

Основные направления такой помощи выстраиваются по поводу проблем, связанных с обучением и воспитанием детей; трудностями в развитии детей; связанных с личностными особенностями детей и подростков; детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия в семье, ближайшем окружении, в образовательных организациях; обусловленных необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, в том числе о его профессиональном самоопределении; связанных с перенесённой ребёнком психотравмирующей ситуацией.

Методология консультирования основывается на личностно-ориентированной, гуманистической позиции. Личность специалиста-консультанта во всех методологических подходах выделяется как главное звено помощи и поддержки. Основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта. Однако эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками:

Полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

Понимать внутренние свойства и особенности человека,сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);

Управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль); анализировать свое поведение (рефлексия).

В процессе оказания консультативной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его семье специалисты психолого-медико-педагогических комиссий используют множество приемов и форм информационно-просветительской деятельности, осуществляя быстрый поиск, выбор и эффективное использование наиболее соответствующих проблеме и модели консультирования методов диагностики и сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, тестирование. Активно используются методы экспериментальной проверки: наблюдение в динамике результатов апробации и выполнения стратегии, разработанной в результате консультирования, в условиях социума, дошкольного и школьного образовательного учреждения, перенос результата в реальные условия.

Как правило, любая консультативная работа с родителями является просветительской формой вмешательства. Основной посыл этой формы работы состоит в том, что достижение задач помощи ребёнку будет определяться эффективным союзом между специалистом комиссии и родителями. Именно консультанту комиссии часто приходится преодолевать проблемы, связанные с личностной спецификой самих родителей. Следовательно, стратегии консультирования родителей должны быть направлены на обучение родителя умению проявлять эмоциональную и практическую поддержку своему ребенку. В то же время консультанту необходимо поддержать самооценку родителя. В методических копилках многих комиссий накоплен богатый практический опыт организации «Клубов семейного общения», «Клубов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья». Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций происходит эффективно, по мнению многих практикующих специалистов комиссий, если в качестве тренера выступает другой родитель.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе длительного консультирования по типу сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся как родитель, так и ребенок, хотя и в разной степени на разных этапах работы.

Консультирование родителей направлено на то, чтобы обеспечивать их информацией о развитии ребёнка, его актуальном психическом статусе и предоставлять практические рекомендации для успешного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Многие регионы выделили отдельную государственную услугу комиссии и разместили ее на сайте http://www.gosuslugi.ru. На портале размещена информация более чем о 3000 услуг, оказываемых комиссиями различных регионов. Сайты содержат информацию, отвечающую всем требования законодательства, рассчитаны на посетителей различных категорий, в том числе законных представителей детей. Информационный сайт, дистанционное консультирование являются современным и эффективным инструментом просвещения родителей и специалистов. Активно применяется в практике консультирования информирование клиентов посредством электронной почты. Информационная открытость, гибкость, технологичность процесса консультирования родителей – обязательные условия развития всей службы психолого-медико-педагогических комиссий.

Комиссии тесно взаимодействуют с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательной организации. Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума взаимодействуют с педагогами образовательной организации по вопросам обследования ребенка, определения прогноза развития, комплексу коррекционно-развивающих мероприятий, организации психолого-педагогического сопровождения. Территориальные комиссии направляют детей на центральную комиссию в диагностически сложных, неясных случаях, а также в случае возникновения конфликтной ситуации. Совместное проведение заседаний ПМПК с консилиумами образовательных организаций проводится для разработки и отслеживания эффективности индивидуальных коррекционных программ; выработки согласованных действий по составлению индивидуального плана работы с ребенком.

Анализ опыта сетевого взаимодействия комиссий разных уровней показывает, что использование возможностей интернета и средств информационно-компьютерных средств существенно расширяет продуктивность такого взаимодействия. Участники сетевого взаимодействия имеют возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы детей с ограниченными возможностями здоровья, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Цели и задачи, регламент взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий и Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы определены в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». В соответствии с этим приказом на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возложена обязанность организации взаимодействия с психолого-медико-педагогическими комиссиями. Настоящее взаимодействие организуется в целях координации действий при освидетельствовании детей для установления инвалидности и решения следующих задач:

а) повышения объективности установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности ребенка;

б) повышения качества и оперативности медико-социальной экспертизы при признании ребенка инвалидом;

в) разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР).

Для участия в проведении медико-социальной экспертизы запрашивается представитель психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида, как правило, в случаях, связанных с обследованием ребенка с сенсорными, сложными и сочетанными нарушениями (приглашается тифлопедагог, сурдопедагог, специальный психолог). Аналитические сведения о количестве детей-инвалидов, анализ демографического состава детей-инвалидов запрашиваются, как правило, специалистами психолого-медико-педагогических комиссий с целью осуществления качественного планирования своей деятельности и формирования краткосрочных и перспективных прогнозов по развитию служб психолого-педагогического сопровождения.

Для проведения мероприятий по обмену опытом активно используются интернет-ресурсы, отмечается практика проведения межрегиональных мероприятий.

Предметом сотрудничества комиссий и Бюро МСЭ по результатам изучения практического опыта являются вопросы:

Выявления особенностей, препятствующих получению образования без создания специальных условий;

Установления/подтверждения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, статуса ребенка-инвалида;

Определения формы образования, формы обучения, формы организации учебного процесса;

Определения специальных методов и средств, способствующих усвоению программного материала;

Специальной организации среды общеобразовательной организации;

Вопросы организации психолого-медико-педагогического сопровождения;

Оценки эффективности проводимых реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, контроля выполнения рекомендаций.

Полномочия по координации и организационно-методическому обеспечению взаимодействия комиссий и Бюро МСЭ и разработке порядка межведомственного взаимодействия закреплены за различными структурами.

В рамках взаимодействия руководители Бюро МСЭ направляют запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений комиссий (при согласии законного представителя ребенка), форма запроса на сегодняшний день не унифицирована. Для участия в проведении медико-социальной экспертизы запрашивается представитель комиссии с правом совещательного голоса в случаях, связанных с обследованием ребенка с сенсорными, сложными и сочетанными нарушениями (приглашаются тифлопедагог, сурдопедагог, специальный психолог).

Совершенствуется работа по информационному обмену сведениями о детях, прошедших обследование на комиссии и в Бюро МСЭ. Принцип информационной открытости и партнерства привнес в практику взаимодействия комиссий и Бюро МСЭ новые явления. Законные представители имеют возможность направлять в психолого-медико-педагогические комиссии предложения по улучшению межведомственного взаимодействия с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях оказания содействия в разработке и реализации ИПР детей-инвалидов.

Одной из наиболее актуальных является проблема систематизации и валидизации методических материалов для работы комиссий с любым ребенком.


I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Предлагаемые в Руководстве документы подготовлены на основе детального анализа реально использовавшихся и использующихся в настоящее время документов во всех регионах Российской Федерации. Руководство может лечь в основу, усовершенствования деятельности ПМПК и разработки типового положения о ПМПК.

Раздел I общие положения

Введение

1. В данном Руководстве представлена модель организации деятельности государственной (региональной) и муниципальных (городских, районных) психолого-медико-педагогических ко­миссий (ПМПК). Эта модель разработа­на на основании многолетнего опыта работы автора в лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время - Институт коррекционной педагогики РAO). В состав ла­боратории входила медико-педагогиче­ская комиссия (МПК) Всесоюзного зна­чения. В Руководстве также обобщены материалы, представленные руководи­телями ПМПК разных уровней из всех регионов РФ в Министерство образова­ния Российской Федерации с 1998 по 2001 годы. В этот период автор Руководства, являясь сотрудником Управления специального образования МО РФ, раз­рабатывала положение о ПМПК. Ис­пользованы и материалы лекций для ру­ководителей и специалистов ПМПК, прочитанные на многочисленных кур­сах повышения квалификации, а также собственный опыт работы в ПМПК Се­веро-Западного округа Москвы. В Руководстве учтены особенности деятельно­сти ПМПК Орловского региона. Регион является экспериментальной площад­кой по отработке вопросов организа­ции деятельности ПМПК в рамках меж­дународного проекта "TACIS".

2. В перспективе, по мере норматив­но-правового обеспечения деятельнос­ти ПМПК на федеральном уровне, предполагается унификация представленной модели в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и вычленение общей составляющей для аналогичных регионов Российской Федерации, что позволит использовать ее как основу для разработки типового положения о ПМПК (эти вопросы ре­шаются во взаимодействии и по согла­сованию с Управлением специального образования Министерства образова­ния Российской Федерации).

3. Нормативно-правовая база деятельности ПМПК в настоящее время остается несовершенной. Требуется до­полнительное время для создания правового поля: внесения изменений в Федеральный Закон «Об образовании», принятия Федерального Закона «Об об­разовании лиц с ограниченными воз­можностями здоровья (специальном об­разовании)» (Президентом РФ на дан­ный закон наложено вето), внесения из­менений в постановление Правительст-

10. ПМПК руководствуются в своей деятельности:

· международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка;

· указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

· Федеральным Законом «Об образовании» в редакции 1996 г.;

· Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;

· решениями главы администрации региона и соответствующего органа управления образованием;

· Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;

· примерными положениями о ПМПК, принятыми в регионах Российской Федерации и утвержденными на уровне глав администрации на основании инструктивного письма Министерства образования РФ от 22.05.1999 г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге, проходившем 18 -19 мая 1999 г.;

· инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 5.04.1993 г. № 63-М «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»;

· данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.

Цель ПМПК

Цель ПМПК - на основании достоверной диагностики - определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и под­ростков с отклонениями в развитии.

Функции ПМПК

1. Экспертно-диагностическая

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостное развитие личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на следующие диагностические параметры:

а. Своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализации по отношению к ним процесса образования.

· Своевременность диагностики (ранняя диагностика). Речь идет о как можно более раннем выявлении отклонений в развитии или постановке вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии с последующей адекватной процедурой диагностики.

· Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.

· Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.

· Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, "срезовые" или лонгитюдинальные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

· Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.

б. Определение специальных образовательных потребностей детей с откло­нениями в развитии. Имеются в виду потребности, связанные со следующими особенностями развития ребенка:

· Индивидуальная структура развития (особенности отклонении и резерв­ных возможностей развития)

· Возрастные особенности развития

· Интересы

· Способности

· "Социальная ситуация развития"

в. Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии:

· Тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирую­щего обучение и воспитание ребенка.

· Образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации).

· Формы получения образования (семейное образование, самообразова­ние, экстернат; в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной).

· Условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение; обучение на дому; смешанное обучение - индивидуальный режим посещения уроков, один - два или более свободных дней в неделю в соответствии с показа­ниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения).

г. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждениях других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования:

· Необходимость совмещения обу­чения и поддерживающего лечения.

· Приоритетность лечения при под­держивающем развитие ребенка обу­чении и воспитании

· Необходимость временного осво­бождения ребенка от учебной деятель­ности.

· Необходимость совмещения обу­чения с решением вопросов социаль­ной и правовой защиты ребенка.

д. Оформление коллегиального за­ключения на ребенка и рекомендаций по реализации образовательного мар­шрута и сопутствующей помощи вне системы образования (см. "Оформле­ние документации по результатам об­следования ребенка на ПМПК").

2. Информационная

Формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях

а. Формирование региональной ба­зы данных о детях и подростках с от­клонениями в развитии.

б. Формирование базы данных обучреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению.

в. Формирование базы данных об учреждениях Российской Федерации, в которые, при наличии показаний, ПМПК может направлять детей с отклонениями в развитии.

3. Аналитическая функция

а. Профессиональный анализ каждым специалистом "входящей" информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка:

· Планирование обследования ребенка на ПМПК на основании "первичного анализа".

· Решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.

· Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.

б. Представление ежегодной аналитической справки по результатам деятельности ПМПК начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необхо­димости - чаще):

· К аналитической справке прилагаются предложения по развитию системы специального образования на территории, обслуживаемой данной ПМПК.

4. Организационная функция

· Координация деятельности городских, районных ПМПК

· Кооперация (Р)ПМПК с другими ПМПК региона

· Разработка и контроль форм взаимодействия ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и ведомствами, с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений

5. Методическая функция

а. Проведение не менее четырех раз в год методических совещаний специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муници­пальных ПМПК для членов психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, находящихся на данной территории.

· Единый пакет стандартизованных диагностических методик для обследований детей, в условиях ПМПК:

· набор диагностических методик для каждого конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования этого ребенка.

· Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК

· Единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК в соответствии с показаниями.

б. Обязательное для каждого специ­алиста ПМПК повышение квалификации на соответствующих курсах для специалистов ПМПК не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повы­шения квалификации перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцен­том на новых тенденциях в работе ПМПК.

6. Консультативная функция

Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют:

а. Консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии.

б. Консультирование лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.)

7. Функция сопровождения

Контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследо­ванным на ПМПК (не реже одного раза в год) через психолого-медико-педагогические консилиумы образователь­ных учреждений и непосредственно через родителей (законных представи­телей) (см. ниже "Лист контроля динамики развития").

8. Просветительская функция

Просвещение осуществляется по во­просам, находящимся в сфере компе­тенции ПМПК, с использованием раз­личных форм (лекции, семинары, тре­нинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, инфор­мирование населения через средства массовой информации, включая элек­тронные версии).

а. Просвещение населения.

б. Просвещение специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК.

в. Просвещение детского населения.

Функции ПМПК реализуются в сле­дующих формах:

· прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции)

· организационно-методическая работа на рабочем месте и с нижестоящими структурами системы ПМПК (организационная, методическая информационная функции)

· просветительская деятельность

Состав ПМПК

В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педа­гог; воспитатель (специалист со сред­ним, педагогическим образованием); 3 ставки - для врачей, работающих на условиях совместительства или поча­совой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также - нейрофизиолог).

В штат государственных (региональных) ПМПК дополнительно рекомендуется ввести 3-4 ставки для следующих педагогических работников: учитель методист начального образования сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог (дополнительно к основной ставке), ко­торые могут работать как на постоянной основе, так и на условиях совмести­тельства или почасовой оплаты.

При условии подписания рекомендованного выше приказа "О сопровожде­нии детей и подростков с отклонения­ми в развитии..." на уровне глав адми­нистраций регионов может быть обеспечена правовая защищенность постоянным медицинским работникам ПМПК. В этом случае в ПМПК всех уровней смогут работать на постоянной основе следующие медицинские работники: врач-педиатр, врач-психиатр (со специализацией по «Детской психиатрии»); врач-невропатолог (со специализацией по ""Детской невропатологии"); медсестра (специалист со средним медицинским образованием). За ними, в соответствии с рекомендо­ванным к подписанию приказом, будет сохранено постоянное место работы в системе здравоохранения при выпол­нении функциональных обязанностей работников ПМПК. По условиям опла­ты труда и продолжительности отпу­ска они приравниваются ко всем ос­тальным работникам ПМПК соответ­ственно должностям и квалификации (см. выше макет проекта приказа "О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии учреждени­ями систем образования, здравоохра­нения, социальной защиты, правоохра­нительной системы", п. 5).

1. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем ППМС-центра, структурным подразделением которого является ПМПК, из числа вы­сококвалифицированных (не ниже 13 разряда по ETC) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.

2. Кроме штатных сотрудников к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой оплаты могут привлекаться врачи и педагоги, указанных выше специальностей, а также юрист и инженер по компьютерному оборудованию

3. Количество специалистов в ПМПК рассчитывается в зависимости от количества детского населения ре­гиона (муниципального образования). В соответствии с Типовым положени­ем об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), такое учреждение открывается, на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Количество сотрудников ПМПК, как структурного подразделения ППМС-центра, работающих на постоянной основе, рассчитывается пропорцио­нально количеству детского населения данного территориального образования. На количество детей до 5 тысяч в ПМПК приходится 8 постоянных сотрудников (специалистов): два врача, психолог, три педагога, воспи­татель, регистратор (медсестра).

Продолжительность и распределение рабочего времени, нагрузка

1. Продолжительность рабочего времени для Специалистов ПМПК равна 36 часам в неделю (согласно Постановлению министерства труда СССР № 41 от 15 августа 1991 г.).

2. Особенности деятельности ПМПК предполагают следующее распределе­ние рабочего времени в соответствии с функциями ПМПК:

а. 2/3 рабочего времени (24 часа в неделю) специалисты ПМПК, работающие на постоянной основе, осуществляют непосредственный прием детей и подростков, а также родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка. В рамках этого времени осуществляются следующие функции ПМПК: 1). экспертно-диагностическая, 2) аналитическая, 3) консультативная.

б. При ежегодном планировании дея­тельности специалисты ПМПК вправе распределять 2/3 годового рабочего времени, необходимого для непосредственного приема лиц; обратившихся в ПМПК в соответствии с реальным запросом, в частности с запросом на комплектацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений (то есть, например, в марте - апреле вести прием детей и подростков ежедневно).

в. Практика работы многих ПМПК Российской Федерации показывает, что просветительскую функцию можно успешно осуществлять на базе образовательных учреждений во время каникул и т.д.

д. На первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономические), на повторный прием - один час. В течение этого времени специалисты проводят анализ первичной информации, коллегиальное планирование обследования и непосредственное обследование ребенка или подростка, консультирование, родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка с другими специалистами, окончательное оформление коллегиального заключе­ния и рекомендаций и представление их родителям (законным представителям).

е. Среднее количество еженедельных обследований (приемов) детей и подростков каждым специалистом ПМПК составляет не менее 12-ти (при первичном приеме) и не более 24-х (при повторных приемах). Таким образом, минимальное количество приемов детей в год каждым специалистом рас­считывается по формуле:

12 приемов детей умножить на коли­чество рабочих недель в год.

Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основными задачами ПМПК являются:

  • своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
  • содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
  • своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Состав ПМПК всех уровней должен включать : педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

Основные направления деятельности ПМПК

  1. проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  2. освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
  3. освидетельствование несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством;
  4. подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  5. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
  6. оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  7. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел при условии получения согласия родителей (законных представителей) детей.

Комиссия и консилиум играет большую роль в проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, они выявляют особенности их развития, устанавливают диагноз, и незамедлительно позволяют начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями.

2. Отграничение детей с ЗПР от детей с умственной отсталостью .

Дифференциальный признак

Характер анатомических повреждений головного мозга

Наличие диффузного (разлитого, тотального) поражения головного мозга. Слабость замыкательной функции коры больших полушарий

Наличие очаговых поражений головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятельности ЦНС

Внешний облик

Диспластическое телосложение, в ряде случаев деформация черепа. Выражение лица может отражать снижение интеллектуального развития.

Взгляд может быть настороженным, беспокойным, но не бывает бессмысленным. Во внешнем облике может быть отражена наивность.

Физическое состояние

Может наблюдаться заметное отставание в физическом развитии, замедленность движений, в других случаях моторное беспокойство, хаотичность двигательных реакций.

В некоторых случаях может наблюдаться отставание в физическом развитии. Дети как правило пропорционально сложены.

Нервно-психический статус

Повреждение ЦНС и дисфункция ее созревания. При неврологическом обследовании выявляется патологическая неврологическая симптоматика. Патологическая инертность нервных процессов, склонность к аффектам, расторможенность влечений.

Проявляется сочетание симптомов негрубого нарушения функций ЦНС. Отмечается наличие нейродинамических расстройств – лабильность (неустойчивость, в основном внимания), явления вегето-сосудистой дистонии, соматической ослабленности, энергетическое истощение нервных клеток. Наблюдается микроорганическая симптоматика: выражена на висках и переносице венозная сеточка, легкая асимметрия лицевой иннервации,.

Состояние двигательной сферы

Наличие выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы

(нарушений координации движений, недоразвитие мелкой ручной моторики).

Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. Может отмечаться отставание в физическом развитии.

Уровень развития познавательной сферы

Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов, отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и др видах деятельности. Нарушена способность к анализу и обобщению полученной информации, а так же способность к отвлеченному мышлению и абстрагированию.

Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (игровой, предметно-практической). Выявляется наличие избирательных интересов к определенным видам деятельности или отдельным предметам окружающей действительности. Способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена. Деятельность восприятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словесной информации нуждается в направленной поддержке со стороны педагога.

Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности

Готовность к восприятию помощи

Слабо используют предлагаемую помощь или не используют ее совсем.

Большинство детей способны адекватно воспринимать оказываемую помощь, правильно ее использовать.

Темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности

Резко замедлен, необходимо постоянное подкрепление (повторный показ, объяснение), затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности.

Снижены по сравнению с нормой навыки практической деятельности (предметно-практические действия), но они усваиваются относительно легче и быстрее, чем навыки умственных действий. Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению, продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функции внимания и не способности к длительному умственному напряжению.

Прочность усвоения знаний (навыков, способов действий)

Усвоенные знания без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти.

Способность к усвоению и сохранению ЗУН в целом приближаются к норме, могут наблюдаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще словесной, отвлеченной)

Темп перехода от одного вида деятельности к другому

Резко замедлен, без специально организованной помощи часто не возможен, овладение абстрактно-логическим уровнем деятельности даже при оказании педагогической помощи, часто недоступен

Несколько замедлен, в частности переход от образно-действенного к абстрактно-логическому уровню деятельности.

Способность переноса полученных навыков в новые условия деятельности или на другие виды деятельности

Перенос полученных навыков крайне затруднен даже при оказании соответствующей помощи.

Имеется у большинства детей с ЗПР. Как правило на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.