Молитва перед учением
Преблаги́й Го́споди, ниспосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го, да́рствующаго смысл и укрепля́ющаго душе́вныя на́ши си́лы, дабы́, внима́я преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же нашим на утеше́ние, Це́ркви и Оте́честву на пользу.

По-русски
Премилосердый Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, которая бы дала нам понятливость и укрепила наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Низпосли – пошли вниз с неба. Благодать – помощь Божия, спасительная сила Божия. Дарствующий – дающий. Душевныя силы — ум, сердце, воля, память, совесть. Дабы – чтобы. Церковь – общество верующих. Отечество – страна, где мы родились и живем.
Чего просим у Бога в этой молитве?
Просим, чтобы Бог дал нам понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило на славу Божию, на утешение родителей и на пользу наших ближних.
Чем мы можем славить Бога?
Славить Бога можем и должны добродетельной жизнью.
Чем можем утешать родителей?
Родителей утешаем мы хорошими успехами в учении, скромным поведением и послушанием.
Когда мы бываем полезны Церкви и Отечеству?
Церкви бываем полезны тогда, когда посещаем храм Божий, исполняем правила и уставы нашей Церкви и заботимся об украшении храмов Божиих. Отечеству бываем полезны тогда, когда любим его, молимся за него Богу, и когда любим друг друга и помогаем друг другу.
Примечание: Перед учением вместо этой молитвы можно произносить молитву: Царю Небесный.

Молитва после учения
Благодари́м Тебе́, Созда́телю, я́ко сподо́бил еси́ нас благода́ти Твое́я, во еже внима́ти уче́нию. Благослови́ на́ших нача́льников, роди́телей и учи́телей, веду́щих нас к позна́нию бла́га, и пода́ждь нам си́лу и кре́пость к продолже́нию уче́ния сего́.
По-русски
Благодарим Тебя, Создатель, за то, что Ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови (т. е. награди) наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.
Яко – что. Сподобил – удостоил. Во еже – чтобы. Благо – добро. Крепость – здоровье.
В этой молитве мы сначала благодарим Бога за то, что Он помогает нам учиться; потом просим, чтобы Он наградил Своей милостью начальников, родителей и учителей, старающихся научить нас добру, и дал нам силы и здоровье продолжать учение.

Молитва перед вкушением пищи
О́чи всех на Тя, Го́споди, упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении: отверз́аеши Ты ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.
По-русски
Глаза всех обращены к Тебе, Господь, с надеждой, и Ты даешь пищу всем в свое время; открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию (Псал. 144, 15-16).
Очи – глаза. На Тя – на Тебя. Уповают – надеются. Во благовремении – в свое время. Отверзаеши – открываешь. Животно – живое существо, всё живущее. Благоволение – доброе расположение к чему-либо, к кому-нибудь, милость.
Чего мы просим в этой молитве у Бога?
Просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие во здоровье.
Что разумеется под рукой Господней?
Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ (Мф. 6:26).
Что означают слова: исполняеши всякое животно благоволения?
Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех животных.
Примечание . Вместо этой молитвы перед обедом и ужином можно читать молитву Господню : Отче наш.

Молитва после вкушения пищи
Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси нас земны́х Твои́х благ; не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия.
По-русски
Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства.
Земныя блага – всё нужное для земной жизни, например, пища, питье.
В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питьем и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.


Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?


Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника - она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, - а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Молитва - это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце - поблагодарить Его.

Кроме этого, важно в храме для совершения церковной молитвы и принятия . При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили . Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают , вечером, по возвращении домой – . Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники - Литургию.

Во время молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы - на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно , и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Время утренней молитвы

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении . Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Время вечерней молитвы

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном . Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Молитва в течение всего дня

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Непрерывная молитва

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника , и количество повторений строго регламентируется .

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Какой продолжительности должна быть молитва?

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

Добрый день, юный читатель! Ты уже собрался выходить из дома? Подожди-ка! Ты не сделал самого главного, и я очень беспокоюсь за тебя. На улице снуют машины, встречаются люди, которые могут обидеть тебя, сотни опасностей подстерегают на каждом шагу, а ты не помолился перед выходом Богу! А сколько забот у тебя в детском саду или, если ты уже учишься, в школе? Неужели ты надеешься справиться со всем сам?

Хочешь, чтобы этот день действительно был добрым, а еще полезным и спасительным для тебя? Чтобы всякое дело спорилось в твоих руках? Чтобы не стряслось с тобой беды, а если и случилась неприятность, то она была бы похожа на быстро прошедший летний дождь?

Тогда научись перед выходом из дома и перед началом каждого дела благословляться у Бога такими словами: «Господи, благослови!»

А после окончания дела и возвращения домой благодари Его так: «Слава Тебе, Господи!»

Заучи наизусть или читай по молитвослову молитвы, подходящие для тех или иных дел в течение дня. И, если ты будешь призывать Господа с верой, Он непременно услышит тебя и поможет.

Молитва перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, церкви и Отечеству на пользу.

Молитва после учения

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Молитва перед вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреди учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас

О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Молитва во всех опасных случаях

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Молитва об исцелении больного

О премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, всещедрому Богу и Создателю моему.

Б удьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

(Кол.4,2).

Д ля молитвы нет часов особых — она должна быть всечасна и всеминутна.

Х озяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут. Господу не много угодно, но хоть не многое, но от сердца.

Н адобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело — говори: «Слава Тебе, Господи», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается — говори: «Спаси, Господи, погибаю»...

Н о чтобы душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию— всякое свое дело, большое и малое... При каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким- либо делом.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Е сли же, по Священному Писанию, Христос есть истинное солнце и истинный день, то христианин не только часто, но и всегда должен воздавать поклонение Богу так, что ни один час не должен быть для него исключением.

Священномученик Киприан,епископ Карфагенский (+258).

Т ы храм Божий, не ищи места для молитвы, нужно только духовное расположение — молись в умывальнице, в дороге, на постели, и где бы ты ни был — молись.

Д ля этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа... Восстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: «Помилуй мя, Боже» — и кончена молитва твоя. Кто сказал «помилуй» — тот сделал исповедь и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим.

Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).

Н а работе и при людях старайся умно предстоять пред Богом, то есть имей память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — их читай, если время есть.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Н е всякий может часто становиться на молитву в течение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

П остараемся надеждою и молитвою отдалять от себя всякое мирское попечение, если же не можем исполнить этого в совершенстве, то будем приносить Богу исповедание в недостатках наших, прилежание же о молитве никак не оставим, ибо лучше подвергнуться укорению за частое упущение, нежели за совершенное оставление.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.).

И сполняй все тяжкое для тебя как епитимию за грехи твои — в духе послушания и смирения; в продолжение трудов произноси краткие молитвы, особенно молитву Иисусову, и представляй себе Иисуса, Который в поте лица Своего ел хлеб Свой, трудясь с Иосифом.

Е сли твои труды совершаются успешно, по желанию сердца твоего, то благодари Господа Бога; если же неуспешно, то помни, что и это Бог попускает, а Бог делает все хорошо.

Святой праведный Алексий Мечев (1859-1923).

Н адо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим пред Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного, неоплатного долга.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

З анимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться и от видимого, ощущаемого нами предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Н апример: взирая на огонь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: «Господи, избави мя от вечного огня!» И тем самым смиришь свой помысл...

Л ожась спать, скажи себе мысленно: «Господь и Бог наш не имел, где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал».

П робудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Н ачинаешь обуваться, говори мысленно: «Господи, благослови, Господи, помоги!»

К огда одеваешься, скажи себе (мысленно): «Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!»

К огда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящего...

А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: «Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!»

П осле такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс.50,19), т.е. не оставит без помощи.

Схиархимандрит Кирик Афонский (XIX-XX вв.).

Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться Измайлов Владимир Александрович

Как молиться в течение дня?

Как молиться в течение дня?

«Не всякий может часто становиться на молитву в течение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу» , – так говорил преподобный Никон Оптинский. Это очень простое и легко выполнимое правило.

В течение дня нужно как можно чаще обращаться к Богу . Если начинаете какое-то дело, произнесите: «Господи, благослови», после завершения дела нужно сказать: «Слава тебе, Господи!» Если вас одолевает тоска, печаль, если случились неприятности, взывайте к Богу. Если вы чувствуете, что вас влечет к греху, повторяйте молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

Нужно обращаться в Пресвятой Богородице, своему Ангелу Хранителю, святым угодникам Божьим.

Из книги Мудрость песков. Беседы о суфизме автора Раджниш Бхагван Шри

8. Легкость – это течение 9 марта 1978 г.Первый вопрос: Являюсь ли я беспокойным, смущённым буддой и нуждаюсь лишь в принятии прямо сейчас особой природы моего состояния будды, или моя природа отличается и станет такой лишь после того, как случатся все дела здесь. Самбудда, вы

Из книги Избранное автора Буньян Джон

3. Что значит молиться духом, молиться и умом Апостол проводит четкую грань между молитвой духом и молитвой умом; поэтому, когда он говорит: «стану молиться духом», то прибавляет: «стану молиться и умом». Необходимость в таком различении возникла оттого, что коринфяне не

автора Безобразов Кассиан

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

77. Недавно купила «Канон преподобному Паисию Великому, имеющему благодать от Бога избавлять от муки умерших без покаяния», чтобы молиться за тех ближних своих, которых считала умершими без покаяния. Но, когда начала молиться, вдруг подумала: «А если они покаялись в

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

10. Демоническое течение в шаманизме Хотя слово "шаман" сибирского происхождения, оно прилагается обычно как обобщающая категория ко всем духовидцам и экстатикам, какое бы местное название они не носили и.При большой религиозно-социальной роли шаманства в истории,

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Ожидание в течение года Однажды к Будде пришёл знаменитый учёный с множеством вопросов. Будда выслушал его и сказал:- Я отвечу, но ты должен подождать год. Это моё условие и обещание: через год я отвечу.- Хорошо, - согласился учёный.Но тут сидевший под деревом ученик

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного? Вопрос:В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Церковнославянское слово преставление (перестановка, перемещение) обозначает смерть, ибо по

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как нужно вести себя в течение дня после причащения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЧеловек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного? иеромонах Иов (Гумеров)Церковнославянское слово преставление (перестановка, перемещение) обозначает смерть, ибо по разлучении от тела душа переходит от временной жизни к вечной. Новопреставленным

Из книги Преобразование джапы автора

Указатель дней Богослужения в течение года. глава

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Стадия первая: Наблюдение в течение одной недели Первая неделя реформы посвящена наблюдению за вашей джапой «как она есть». Сперва мы хотим понять свои укоренившиеся привычки в джапе, потому что ключ к улучшению джапы состоит в ясном определении нынешнего уровня

Из книги InterТеррор в России. Улики автора Игнатенко Александр

Еврейское религиозное течение, именуемое христианством Врага Иисуса, которые стали причиной его смерти, хотели не столько убить его, сколько уничтожить религиозное течение, которое он организовал. Они полагали, что смерть вождя уничтожит его.И ошиблись.Ученики Иисуса

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Обыкновенный ваххабизм – еретическое течение в исламе Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII веке аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, в настоящее время являющееся официальной идеологией

Из книги автора

Молитвы в течение дня