Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

О них под 1152 г. вполне определенно говорит Ипатьевская летопись: "Вся половецкая земля, что иже межи Волгою и Днепром". Автор "Слова о полку Игореве" упоминает почти все пограничные половецкие земли: Волга, Поморье, Посулье, Крым (Сурож и Корсунь), Тмутаракань (Северо-Западное Предкавказье). Картографирование находок половецких статуй подтверждает сведения письменных источников.

Появившись в восточноевропейских степях, новые пришельцы неоднократно нарушали границы Руси и опустошали ее земли. Будучи на первой (таборной) стадии кочевания, кипчаки проявляли особую агрессивность. По летописным источникам насчитывается 46 походов половцев на Русь, не считая мелких набегов. В 1061 году половцы впервые пришли воевать Русскую землю. Всеволод Ярославич вышел к ним навстречу, половцы победили его, повоевали землю и ушли.

В 1068 году опять множество половцев пришло на Русскую землю, в результате чего в Киеве сел князь Всеслав Брячиславович. Половцы опустошали Русскую землю, дошли до Чернигова. Святослав Черниговский собрал войско, ударил и одолел половцев, хотя у него было только 3 тысячи, а половцев - 12 тысяч.

Половцы многократно делали набеги на Русь в связи с княжескими усобицами и без всякого повода (1071, 1078, 1092 и т.д.) В удачных битвах с ними начал славится и приобретать народную любовь князь Владимир Мономах (1053-1125+). 12 удачных битв с половцами выдержал он в одно княжение отца своего Всеволода. В 1103 году Владимир Мономах и Святополк Изяславич нанесли западной половецкой группировке сильное поражение на реке Сутени (Молочной). В этой битве погибло 20 половецких князей. Мощь приднепровских половцев была подорвана. Последующие успехи русских вынудили их оставить свои кочевья в Побужье.

В 1109, 1111 и 1116 годах русские князья совершили серию победоносных походов на донских половцев, взяли город Шарухань, Сугров и Балин, где под властью половцев проживало алано-болгарское население, появившееся здесь еще со времен Хазарского каганата. Не выдержав ударов русских дружин, часть половцев во главе с ханом Отроком откочевала в северокавказские степи. На Дону остался хан Сырчан. По пути в Предкавказье половцы в 1117 году разрушили Саркел-Белую Вежу и вынудили его жителей уйти на Русь. Вместе с ними на Руси оказались печенеги и торки, кочевавшие у Белой Вежи.

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1132) донские и приднепровские половцы редко совершали самостоятельные набеги на Русь. 30-е -50-е годы XII века характеризуются их активнейшим участием в междоусобных войнах русских князей. Русские, только что разгромившие кочевников, вновь сами же помогали им набираться сил. До 60 - 70-х годов XII века половцы были раздроблены на отдельные орды, которые активно участвовали в набегах на русские земли в составе дружин того или иного русского князя. Некоторые племенные наименования их весьма устойчивы, и сведения о них доходили в восточные страны. Так, арабские авторы аль-Мансури и ан-Нувайри упоминают объединения "Бурджоглы" (Бурчевичей) и "Токсоба" (Токсобичей).

Во второй половине XII века половецкие орды стали сплачиваться в новые объединения на основе прежних, разбитых еще Мономахом союзов. Наиболее сильными из них являлись Приднепровское и Донское. Приднепровское объединение орд консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское - с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива, и Предкавказскими. Таким образом, в южнорусских степях образовались два союза племен, по территории равные наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Среди ханов, возглавлявших Приднестровско-Лукоморских половцев, известны Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и другие. Донские половцы в конце концов объединились под властью сына Отрака - Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями.

Усилившись, половцы стали препятствовать походу караванов на Русь по торговому пути из "Варяг в Греки", по "Соляному" и "Залозному" путям. Вновь начались их самостоятельные набеги на Русь. В ответ на это русские организовали серию походов в степь. Наиболее известен поход 1184 года, когда русские дружины победили половцев и взяли в плен хана Кобяка. Длительную борьбу русские князья вели и против Донского объединения Кончака. Одним из эпизодов этой борьбы был неудачный поход 1185 года князя Игоря Святославича Северского, послуживший темой "Слова о полку Игореве". Однако к середине 90-х годов XII века всплеск внешней активности половцев прекращается и в дальнейшем они участвуют лишь в междоусобицах русских князей в качестве наемников.

Половцы разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию).

К середине XI в. племена кипчаков, придя из Средней Азии, покорили все степные пространства от Яика (река Урал) до Дуная, включая север Крыма и Северный Кавказ.

Отдельные роды, или «колена», кипчаков объединялись в мощные племенные союзы, центрами которых стали примитивные города-зимовья. Ханы, возглавлявшие такие объединения, могли поднять в поход десятки тысяч воинов, спаянных родовой дисциплиной и представлявших страшную угрозу для соседних земледельческих народов. Русское название кипчаков - «половцы» - произошло, как считают, от древнерусского слова «полова» - солома, т. к. волосы у этих кочевников были светлыми, соломенного цвета.

Первое появление половцев на руси

В 1061 г. половцы впервые напали на русские земли и разбили войско переяславского князя Всеволода Ярославича. С этого времени в течение более полутора веков они непрерывно угрожали границам Руси. Эта небывалая по своим масштабам, продолжительности и ожесточению борьба заняла целый период русской истории. Она развернулась вдоль всей границы леса и степи - от Рязани и до предгорий Карпат.

Проведя зиму у морских побережий (в Приазовье), половцы весной начинали кочевать к северу и в мае появлялись в лесостепных областях. Нападали они чаще осенью, чтобы поживиться плодами урожая, но вожди половцев, стремясь застать земледельцев врасплох, постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года, в любом княжестве степного пограничья. Очень трудно было отразить нападения их летучих отрядов: они появлялись и исчезали внезапно, раньше, чем на месте оказывались княжеские дружины или ополчения ближайших городов. Обычно половцы не осаждали крепости и предпочитали разорять сёла, но перед крупными ордами этих кочевников нередко оказывались бессильными даже войска целого княжества.

Половецкий всадник XII в.

До 90-х гг. XI в. летописи почти ничего не сообщают о половцах. Однако если судить по воспоминаниям Владимира Мономаха о своей молодости, приведённым в его «Поучении», то в течение всех 70-х и 80-х гг. XI в. на границе продолжалась «малая война»: бесконечные набеги, погони и стычки, иногда - с весьма крупными силами кочевников.

ПОЛОВЕЦКИЕ НАБЕГИ - на-па-де-ние от-ря-дов по-лов-цев (смотреть Кип-ча-ки) на тер-ри-торию Древнерусского государства , русских кня-жеств в середине XI - начале XIII веков.

По-лов-цы поя-ви-лись в южно-русских сте-пях в 1030-1040-е годы. Основными объ-ек-та-ми их аг-рес-сии ста-ли Ви-зантийская им-пе-рия и Древнерусское государство.

Сис-те-ма по-гра-нич-ной обо-ро-ны на южных гра-ни-цах Древнерусского государства, ос-но-ву ко-то-рой со-ста-ви-ли це-поч-ки ук-ре-п-лён-ных пунк-тов, свя-зан-ных ме-ж-ду со-бой в еди-ную во-ен-ную и ком-му-ни-ка-ци-он-ную сеть, сло-жи-лась в окон-чательном ви-де при ки-ев-ском князе Вла-ди-ми-ре Свя-то-сла-ви-че, а за-тем по-сто-ян-но ук-ре-п-ля-лась и ус-лож-ня-лась. Древнерусская обо-ро-нительная ар-хи-тек-ту-ра XI века яв-ля-лась га-ран-ти-ей безо-пас-но-сти от ко-чев-нических ар-мий, од-на-ко бло-ки-ро-вать на-бе-ги по-лов-цев, ата-ко-вав-ших различные уча-ст-ки южно-русских гра-ниц, не по-зво-ля-ла. В хо-де на-бе-гов по-лов-цы, как пра-ви-ло, не штур-мо-ва-ли и ред-ко оса-ж-да-ли круп-ные го-ро-да (Ки-ев, Чер-ни-гов и другие), ра-зо-ряя сель-скую ме-ст-ность и не-боль-шие го-ро-да. Главные эко-но-мические фак-то-ры половецких набегов: ра-бо-тор-гов-ля, угон ко-ней для про-да-жи, за-хват плен-ных для об-ме-на за вы-куп и гра-бёж. Ха-ны и, ви-ди-мо, по-ло-вец-кая знать до-би-ва-лись от русских кня-зей по-дар-ков.

Пер-вым упо-мя-ну-тым в ис-точ-ни-ках половецким набегом на тер-ри-то-рию Древнерусского государства яв-ля-ет-ся при-ход в январе - феврале 1062 года по-лов-цев под руководством ха-на Ис-ка-ла. Пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич 2 февраля вы-сту-пил про-тив них, но был раз-бит про-тив-ни-ком, ко-то-рый по-сле ус-пеш-но-го на-бе-га ото-шёл в сте-пи. В 1068 году по-лов-цы пред-при-ня-ли но-вый на-бег и раз-гро-ми-ли в бит-ве на реке Аль-та объ-е-ди-нён-ное вой-ско ки-ев-ско-го князя Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча, чер-ни-гов-ско-го князя Свя-то-сла-ва Яро-сла-ви-ча и пе-ре-яс-лав-ско-го князя Все-во-ло-да Яро-сла-ви-ча. Это по-ра-же-ние при-ве-ло к Ки-ев-ско-му вос-ста-нию 1068 года, по-влёк-ше-му за со-бой пер-вое свер-же-ние с ки-ев-ско-го сто-ла Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча. Вер-нув-ший-ся в Чер-ни-гов Свя-то-слав Яро-сла-вич со-брал вой-ско (около 3 тысяч человек) и 1 но-ября на-нёс по-лов-цам (около 12 тысяч человек) по-ра-же-ние близ города Сновск. В 1071 году половецкий набег ока-зал-ся на-прав-лен на зем-ли у Рас-тов-ца и Не-яти-на - го-род-ков к юго-за-па-ду от Кие-ва. В 1079 году - началу 1090-х годов основные си-лы по-лов-цев бы-ли при-вле-че-ны ви-зан-тий-ца-ми для борь-бы с пе-че-не-га-ми, в свя-зи с чем половецкие набеги пре-рва-лись.

Но-вый этап половецких набегов при-шёл-ся на 1093-1107 годы, ко-гда чис-ло на-бе-гов и их раз-ру-шительная си-ла рез-ко воз-рос-ли. В это вре-мя русские кня-зья на-чи-на-ют пред-при-ни-мать специальные по-ло-вец-кие по-хо-ды для пре-ду-пре-ж-де-ния во-енной ак-тив-но-сти по-лов-цев. В 1093 году, по-сле аре-ста ки-ев-ским князем Свя-то-пол-ком Изя-сла-ви-чем по-ло-вец-ких по-слов, при-быв-ших с пред-ло-же-ни-ем о ми-ре, по-лов-цы со-вер-ши-ли но-вый боль-шой на-бег. Они оса-ди-ли и взя-ли город Тор-ческ, раз-би-ли 26 мая на реке Стуг-на вой-ска ки-ев-ско-го князя Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, чер-ни-гов-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Все-во-ло-до-ви-ча Мо-но-ма-ха и его бра-та, пе-ре-яс-лав-ско-го князя Рос-ти-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча (уто-нул), раз-би-ли 23 ию-ля на Же-ля-ни у Кие-ва вой-ска Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, ра-зо-ри-ли зем-ли во-круг Кие-ва и Вы-шго-ро-да. В 1094 году ки-ев-ский князь был вы-ну-ж-ден за-клю-чить с по-лов-ца-ми мир, ко-то-рый был скре-п-лён его бра-ком с до-черью ха-на Ту-гор-ка-на.

В 1095 году в от-вет на по-ход русских кня-зей по-лов-цы два-ж-ды со-вер-ша-ли на-бе-ги на город Юрь-ев, оса-ж-дая его, и в ито-ге за-ста-ви-ли жи-те-лей по-ки-нуть го-род. Вес-ной 1096 года ха-ны Бо-няк и Ку-ря со-вер-ши-ли половецкие набеги на Ки-ев и Пе-ре-яс-лавль. В кон-це мая к Пе-ре-яс-лав-лю по-до-шли военные си-лы ха-на Ту-гор-ка-на, ко-то-рые в ию-не бы-ли раз-биты вой-ском Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча и Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха, при этом хан Ту-гор-кан и его сын бы-ли уби-ты. 20.6.1096 года на Ки-ев вто-рич-но на-пал хан Бо-няк, бы-ли раз-граб-ле-ны и ра-зо-ре-ны все ок-ре-ст-но-сти, раз-граб-ле-нию и по-жа-ру под-верг-ся Кие-во-Пе-чер-ский монастырь, а так-же за-го-род-ные дво-ры кня-зей. Вла-ди-мир Мо-но-мах в сво-ём «По-уче-нии» так-же упо-ми-на-ет вой-ны с ха-на-ми Аса-ду-ком, Сау-ком, Бел-кат-ги-ном и другие, ко-то-рые при-шлись при-мер-но на это же вре-мя. В мае 1107 года хан Бо-няк со-вер-шил на-бег на ок-ре-ст-но-сти Пе-ре-яс-лав-ля и уг-нал ко-ней. Ле-том то-го же го-да ха-ны Бо-няк и Ша-ру-кан по-до-шли к южной гра-ни-це Древнерусского государства и ос-та-но-ви-лись близ города Лу-бен, од-на-ко бы-строе вы-сту-п-ле-ние войск ки-ев-ско-го князя Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, пе-ре-яс-лав-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха и его сы-но-вей (Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча , Яро-пол-ка Вла-ди-ми-ро-ви-ча и Вя-че-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча), а так-же нов-го-род-се-вер-ско-го князя Оле-га Свя-то-сла-ви-ча за-ста-ви-ло их об-ра-тить-ся в бег-ст-во; в сра-же-нии был убит брат ха-на Бо-ня-ка - Таз. В 1113 году ха-ны Бо-няк и Ае-па пред-при-ня-ли половецкие набеги на город Вырь (на реке Сейм), но бе-жа-ли, по-лу-чив ин-фор-ма-цию о при-бли-же-нии войск ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха и нов-го-род-се-вер-ско-го князя Оле-га Свя-то-сла-ви-ча. Ус-пе-хи по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей в 1103-1116 годы при-ве-ли к то-му, что половецкие набеги пе-ре-ста-ли быть стра-те-гической уг-ро-зой для Древнерусского государства, а по-лов-цы ста-ли уча-ст-во-вать главным образом в ме-ж-ду-кня-же-ских усо-би-цах по при-гла-ше-нию русских кня-зей, от-ка-зав-шись от соб-ст-вен-но на-бе-гов. В ре-зуль-та-те на про-тя-же-нии 1113-1169 годов половецкие набеги прак-ти-че-ски не бес-по-кои-ли Южную Русь. Лишь в 1125 году, по-сле смер-ти ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха, по-лов-цы в мае пред-при-ня-ли на-бег на по-гра-нич-ный город Ба-руч, но бы-ли раз-би-ты пе-ре-яс-лав-ским князем Яро-пол-ком Вла-ди-ми-ро-ви-чем.

Но-вый этап ак-ти-ви-за-ции половецких набегов при-шёл-ся на 1169 - середину 1190-х годов. В 1169 году, по-сле во-кня-же-ния в Кие-ве князя Гле-ба Юрь-е-ви-ча, днеп-ров-ские по-лов-цы по уже сло-жив-шей-ся тра-ди-ции при-шли на «съезд» к ки-ев-скому кня-зю, при-чём и ле-во-бе-реж-ные (дви-ну-лись к городу Пе-со-чен в Пе-ре-яс-лав-ском княжестве) и пра-во-бе-реж-ные (по-до-шли к городу Кор-сунь в Ки-ев-ском княжестве) од-но-вре-мен-но. По-ка Глеб Юрь-е-вич ула-жи-вал де-ла с ле-во-бе-реж-ны-ми по-лов-ца-ми, пра-во-бе-реж-ные со-вер-ши-ли на-бег на город По-лон-ный, за-хва-тив мно-го плен-ных. Про-тив них был от-прав-лен тор-че-ский князь Ми-хал-ко Юрь-е-вич с не-боль-шим от-ря-дом (1650 человек), ко-то-рый су-мел раз-гро-мить по-лов-цев, не-смот-ря на их чис-лен-ное пре-вос-ход-ст-во, по-лу-чив, од-на-ко, тя-жёлые ра-не-ния. Сле-дую-щим круп-ным половецким набегом ста-ло на-па-де-ние по-лов-цев на Ки-ев-ское княжество на «ру-саль-ной не-де-ле» (10-16 мая) 1176 года, ко-гда они взя-ли 6 по-гра-нич-ных го-ро-дов и дви-ну-лись к городу Рас-то-вец, раз-бив близ не-го вой-ска, на-прав-лен-ные про-тив них ки-ев-ским князем Ро-ма-ном Рос-ти-сла-ви-чем. 23.2.1184 года к городу Дмит-ров в Пе-ре-яс-лав-ском княжестве по-до-шли по-лов-цы ха-на Кон-ча-ка , од-на-ко не при-чи-ни-ли значительного ущер-ба.

Один из круп-ней-ших в конце XII века половецких набегов был вы-зван по-ра-же-ни-ем се-вер-ских кня-зей 12.5.1185 года, ко-то-рое по-ста-ви-ло под удар всю обо-ро-ну Южной Ру-си, осо-бен-но на ле-во-бе-ре-жье Днеп-ра. По-ло-вец-кие ха-ны раз-де-ли-ли свои си-лы: Кон-чак дви-нул-ся на Пе-ре-яс-лавль, а Кза (Гзак) - на Пу-тивль. Пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Гле-бо-вич су-мел в оди-ноч-ку от-сто-ять го-род, од-на-ко был тя-же-ло ра-нен, а Кон-ча-ку уда-лось взять город Ри-мов. Од-но-вре-мен-но Кза ра-зо-рил ок-ре-ст-но-сти Пу-тив-ля, за-тем его ос-та-но-ви-ли от-прав-лен-ные в По-се-мье для ор-га-ни-за-ции обо-ро-ны сы-но-вья ки-ев-ско-го кня-зя Олег и Вла-ди-мир Свя-то-сла-ви-чи. Зи-мой 1193/1194 годов, сра-зу по-сле ухо-да от Ва-си-лё-ва войск ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча и бел-го-род-ско-го князя Рю-ри-ка Рос-ти-сла-ви-ча, по-лов-цы со-вер-ши-ли на-бег, ра-зо-рив зем-ли по реке Убе-реж.

По рас-чё-там П.В. Го-лу-бов-ско-го, ле-то-пи-си за-фик-си-ро-ва-ли 46 са-мо-сто-ятельных круп-ных половецких набегов («без при-гла-ше-ния» со сто-ро-ны русских кня-зей) с 1062 года по 1210 год. Из них 19 бы-ли на-прав-ле-ны на Пе-ре-яс-лав-ское княжество, 16 - на Ки-ев-ское (в том числе 12 - на По-ро-сье), 7 - на Чер-ни-гов-ское и Нов-го-род-Се-вер-ское княжества, 4 - на Ря-зан-ское княжество.

По-след-ние из-вест-ные половецкие набеги со-стоя-лись в 1210 и 1215 годы, ко-гда по-лов-цы ра-зо-ря-ли ок-ре-ст-но-сти Пе-ре-яс-лав-ля (в 1215 году в плен по-пал пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич). По-сле это-го в свя-зи с из-ме-не-ни-ем си-туа-ции в сте-пи и уси-ле-ни-ем монгольской уг-ро-зы соб-ст-вен-но половецкие набеги пре-кра-ти-лись, хо-тя в во-енных ме-ро-прия-ти-ях русских кня-зей по-лов-цы уча-ст-во-ва-ли вплоть до 2-й половины 1230-х годов.

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».