Успех советского «истребителя спутников» США повторили только через 18 лет


О том, что советский искусственный спутник Земли был первым, знают все. Но далеко не всем известно, что мы были первыми и в создании противоспутникового . Принятое 17 июня 1963 года решение о его разработке было реализовано на практике 1 ноября 1968 года. В этот день космический аппарат «Полет-1» впервые в перехватил космический аппарат-мишень. А еще через пять лет, в 1972 году, комплекс ИС-М системы противокосмической обороны (ПКО) был принят в опытную эксплуатацию.

США были первыми в стремлении создать противоспутниковое оружие. Но только через 18 лет, 13 сентября 1985 года, истребитель F-15 с ракетой ASM-135 ASAT смог поразить неработающий американский научный астрофизический спутник-мишень Solwind P78-1.

История создания ИС

Уже в мае 1958 года США запустили ракету Bold Orion с бомбардировщика B-47 Stratojet для проверки возможности поражения космических аппаратов (КА) ядерным оружием. Однако этот проект, как и целый ряд других, вплоть до 1985 года были признан неэффективным.

Советским «ответом» стало создание системы ПКО, финальным элементом которой стал комплекс под названием ИС (истребитель спутников). Его основные элементы - КА-перехватчик с зарядом взрывчатого вещества, ракета-носитель и командный пункт (КП). Всего в состав комплекса входили 8 радиолокационных узлов, 2 стартовых позиции и определенное количество КА-перехватчиков.

Систему ПКО и ИС разработал коллектив ЦНИИ «Комета» под непосредственным руководством академика АН СССР Анатолия Савина и доктора технических наук Константина Власко-Власова. Ответственным за весь проект был известный советский ученый и генеральный конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей.

Первый полет КА-перехватчик «Полет-1» совершил 1 ноября 1963 года, а летом следующего года был создан радиотехнический комплекс на командном пункте системы ПКО. В 1965-м началось создание ракетно-космического комплекса для вывода КА-перехватчика на орбиту. Одновременно с ним создавался и КА-мишень «Космос-394». Всего было запущено 19 КА-перехватчиков, из которых 11 признаны успешными.

В ходе опытной эксплуатации комплекс ИС был модернизирован, оснащен радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) и в 1979 году Войсками ракетно-космической обороны поставлен на боевое дежурство. По заявлению Власко-Власова, рассчитанный на перехват космических целей на высотах до 1000 км комплекс реально мог поражать цели на высотах от 100 до 1350 км.

В основе комплекса ИС лежал двухвитковый метод наведения на цель. После вывода КА-перехватчика на орбиту ракетой-носителем радиотехнические узлы обнаружения спутников ОС-1 (г. Иркутск) и ОС-2 (Балхаш) на первом витке уточняли параметры его движения и цели, а затем передавали их на борт перехватчика. Он совершал маневр, на втором витке с помощью ГСН обнаруживал цель, сближался с ней и поражал боевым зарядом. Расчетную вероятность поражения цели 0,9–0,95 подтвердили практические испытания.

Последний, успешный перехват состоялся 18 июня 1982 года, когда ИСЗ-мишень «Космос-1375» поразил КА-перехватчиком «Космос-1379». В 1993 году комплекс ИС-МУ был снят с вооружения, в сентябре 1997-го прекратил свое существование, а все материалы были переданы в архив.

Ответ США

Понятно, что на создание ИС отреагировали США, которые первыми начали разработку противоспутникового оружия еще в конце 1950-х годов. Однако попытки были далеко не так успешны. Так, была закрыта программа использования противоспутниковой ракеты со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Не получила своего развития и программа противоспутниковых ракет с мощным ядерным боезарядом, которые США испытали в 1960-х. Высотные взрывы и в космосе привели к повреждению электромагнитным импульсом ряда собственных спутников и образовали искусственные радиационные пояса. В итоге от проекта отказались.

Не дал положительного результата и комплекс противоракетной обороны LIM-49 Nike Zeus с ядерными боевыми частями. В 1966 году проект закрыли в пользу системы Program 437 ASAT на основе ракет Thor с ядерным зарядом в 1 мегатонну, которая, в свою очередь, была свернута в марте 1975 года. Не получил развития и проект ВМФ США по использованию противоспутниковых ракет с борта палубных самолетов. Плачевно завершился в конце 1970-х годов проект ВМФ США по запуску противоспутникового оружия с модифицированной БРПЛ UGM-73 Poseidon C-3.

И лишь упомянутый выше проект с ракетой ASM-135 ASAT был реализован. Но успешный пуск в январе 1984 году стал единственным и последним. Несмотря на очевидный успех, в 1988-м программа была закрыта.

Но все это было вчера. А что сегодня?

Наше время

Сегодня официально ни одна страна не имеет развернутых систем противоспутникового оружия. В начале 1990-х по негласному соглашению все испытания по этим системам были приостановлены в России и в США. Однако создание противоспутникового оружия не ограничено ни одним из действующих договоров. Поэтому было бы глупо считать, что работы по этой тематике не ведутся.

Ведь именно космические средства разведки и связи лежат в основе современных концепций вооруженной борьбы. Без спутниковых навигационных систем проблематично использование тех же крылатых ракет и другого высокоточного оружия, невозможно точное позиционирование подвижных наземных и воздушных объектов. Иначе говоря, вывод нужных спутников из строя резко отрицательно повлияет на возможности их владельца.

И ведение работ в этом направлении, а также расширение клуба владеющим таким оружием подтверждают факты. Ранее глава космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен в числе ведущих такие работы назвал Иран, Китай, Северную Корею и Россию.

Еще в 2005 и 2006 годах Китай испытал такую систему без реального перехвата спутников. В 2007-м китайцы сбили свой метеоспутник «Фэнъюнь-1С» противоспутниковой ракетой. В эти же годы Пентагон сообщал о фактах облучения американских спутников наземными лазерами с территории Китая.

Ведут «противоспутниковые» работы и США. Сегодня на вооружении у них состоит система ПРО корабельного базирования Aegis с ракетой RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3). Именно такой ракетой 21 февраля 2008 года был сбит американский военный спутник USA-193, который не вышел на расчетную орбиту. По сообщениям американских СМИ, Пентагон уже создал противоспутниковые системы нового поколения на основе так называемых неразрушающих технологий, которые вынуждают спутник не выполнять рабочие или посылать «ложные» команды.

По другим сообщениям, в 1990-е годы в США были разработаны и испытаны спутники-невидимки по программе MISTY. Их обнаружение на орбите существующими средствами почти невозможно. Наличие таких спутников-невидимок на орбите допускает глава международной сети астрономов-любителей канадец Тэд Молжан.

А что в России? По понятным причинам эта информация секретна. Однако в мае этого года ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили об успешном испытании ракеты в рамках опытно-конструкторской работы «Нудоль». А в декабре 2015-го автор американского издания The Washington Free Beacon Билл Гертц сообщил, что Россия испытала противоспутниковую ракету. В 2014 году российские СМИ сообщали об испытании «новой ракеты дальнего радиуса действия для систем ПВО», а информацию о том, что это оружие разрабатывается в рамках ОКР «Нудоль», концерн ПВО «Алмаз-Антей» подтверждал ИА «Россия Сегодня» еще в 2014 году.

И последнее. В настоящее время готовится к изданию книга воспоминаний создателей «истребителя спутников» и ветеранов военной службы. В предисловии к ней генерал-лейтенант Александр Головко, заместитель главнокомандующего российских ВКС, говорит: «…в настоящее время в нашей стране проводятся работы по созданию новых средств ведения борьбы с космическими аппаратами вероятного противника». Здесь же свое мнение высказал и генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Корпорация “Комета”», доктор технических наук, профессор Виктор Мисник. По его словам, «создаваемые в стране средства будут способны поражать космические цели в необходимых количествах».

Как говорится, имеющий уши да услышит. Другими словами, «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Лекция 38

Наземные радиостанции

Для связи с ВС используются PC или независимо функциониру­ющие радиопередатчики и приемники. Принципы их построения в основном аналогичны принципам построения бортовых PC. Основ­ные эксплуатационно-технические характеристики наземных средств радиосвязи диапазона MB приведены в табл. 1. Из таблицы видно, что большинство передатчиков наземных PC обеспечивают более высокую мощность излучения и более высокую стабильность частоты по сравнению с бортовыми PC. «Баклан-РН - Баклан-5»). На зем­ле используются также более эффективные антенны, чем на борту. Для уменьшения помех радиоприему наземные передатчики груп­пируются в передающем, а приемники - в приемном радиоцентрах, которые разнесены друг от друга на определенное расстояние. Пре­дусматривается дистанционное управление передатчиками и прием­никами.

Параметр

Передатчик «Спрут-1», приемник «Р-870М»

«Баклан-РН»

«Полет-1», «Полет-2»

«Полет-3»

Передатчик «Ясень-50», приемник «Р-870М»

Диапазон частот, Мгц

Число каналов

Разнос частот между каналами, кГц

Мощность излучения, Вт

5 («Полет-1»)

50 («Полет-2»)

(АМ, АМн) – 150

J3E (OM) – 500

Стабильность частоты

10 -5 и 3·10 -7

Смещение несущей частоты, кГц

0; ±2,5; ±4; ±7,5; ±8

Чувствительность приемника, мкВ

Время перехода на передачу или перестройки, с

Класс излучения

Среднее время наработки на отказ, ч

2500 («Полет-1»)

1500 («Полет-2А)

3000 («Полет»)

Таблица 1

Потребл. мощность

от сети 380В

Управление

местное или дистанционное

Габаритные размеры,

Ш×Г×В, мм

460 х 600 х 710

570 х 670 х 220

570 х 420 х 1000

Масса, кг

РСТ «Полет-3» может работать в режиме наземных тропосферных р/линий

Предназначены для передачи/приема ТФ сообщений и данных в каналах авиационной фиксированной службы связи ГА, в том числе для применения в АРЦ

АО Владимирский завод «Электроприбор»

Принципиальная особенность нового поколения наземных ради­опередатчиков диапазона MB состоит в том, что в них предусматри­вается режим излучения со смещением частоты несущих колебаний. В этом режиме частота излучения сдвигается на фиксированное значение в несколько килогерц. Такой режим используется, если PC устанавливается на пункте ретрансляции, удаленном от передающе­го центра на расстояние в сотни километров. Зоны излучения основ­ного передатчика и ретранслятора на больших высотах перекры­ваются друг с другом, а поэтому из-за нестабильности частот и различия доплеровских эффектов при приеме сигналов обоих передатчиков, настроенных на одну и ту же частоту, могут возникать помехи в виде интерференционных свистов. Смещение частоты од­ного из передатчиков устраняет возможность возникновения таких помех.

С помощью PC «Полет» и передатчика «Ясень-50» обеспечивается возможность автоматического обмена цифровыми данными с бортовыми системами ВС. Эксплуатационно-технические характе­ристики наземных PC диапазона ДКМВ приведены в табл. 2.

Наиболее благоприятными эксплуатационно-техническими характеристиками отличаются PC MB «Баклан-РН», «Полет-1», «Полет-2», радиопередатчик «Ясень-50», PC ДКМВ «Ястреб», «Каш­тан», радиопередатчики ДКМВ «Береза» (с приемником «Брусника»), «Кедр». Радиостанция «Баклан-РН» представляет со­бой PC «Баклан», дополненную микрофонным усилителем и допол­нительным УНЧ для обеспечения дистанционного управления. Ра­диостанция «Полет-1» включает радиопередатчик «Полет-1А» и радиоприемник «Полет». В PC «Полет-2» вместо передатчика «Полет-1А» используется передатчик «Полет-2А». Возбудителем ради­опередатчика «Полет-2А» с мощностью излучения 50 Вт служит радиопередатчик «Полет-1А», мощность выходных сигналов кото­рого равна 5 Вт. В радиопередатчиках «Полет-1А» и «Ясень-50» предусматривается смещение частоты несущей.

Шаг сетки частот в диапазоне MB выбирается равным 25 кГц, в диапазоне ДКМВ - 100 Гц. Стабильность частоты передатчиков и гетеродинов приемников лежит в пределах 10 -5 ...2·10 -7 , благодаря чему достигается возможность установления беспоисковой и бесподстроечной связи и реализация ОМ.

В 1987 г. завершена разработка и проведены государственные испытания наземной стационарной PC «Полет-3», предназначенной для обмена телефонными сообщениями и данными в сетях воздуш­ной радиосвязи, а также для организации связи между взаимодействующими аэропортами, площадками местных воздушных линий, опорными базами и пунктами проведения авиационных работ. Характерной особенностью PC «Полет-3» является формирование с ее помощью каналов тропосферного распространения радиоволн, обеспечивающих устойчивую связь с однотипными наземными PC на расстояниях до 200 км при использовании радиоизлучений с ОМ, до 150 км - излучений с AM и с самолетами на земле до 80 км при использовании излучений с AM. Некоторые другие значения эксплуатационно-технических характеристик радиостанции «Полет-3» приведены в табл. 4.3.

Радиостанция «Полет-3» рассчитана на работу с антенно-мачтовым устройством «Чинара-0,25» высотой 30м, обладающим коэффициентом усиления 20 дБ.

Антенна в горизонтальной плоскости отличается слабой, а в вертикальной - высокой направленностью (угол раствора диаграммы направленности в вертикальной плоскости составляет примерно 4°).

Таблица 2

Параметр

«Береза»

«Брусника»

«Каштан»

Диапазон частот, мГц

Разнос частот между кана­лами, кГц

Мощность излучения, Вт

Стабильность частоты

Чувствительность прием­ника, мкВ

Ресурс, ч (срок службы, год)

Среднее время наработки на отказ, ч

Основные технические характеристики РСТ «Полет»

Таблица 3

Наименование характеристик

«Полет-2»

«Полет-2М»

«Полет-3»

Диапазон частот,

100 – 149,975

Шаг сетки частот, кГц

Классы излучений

и виды перед. информации

A3E (ТФ - АМ); А2D (передача данных)

J3E (однополосная ТФ с подавленной несущей)

Мощность ПРД, Вт

в классах А3Е и А2D:

номинальная

пониженная

средняя в классе J3E

Чувствительность ПРМ, мкВ при ОСШ 10дБ (не хуже):

в классе А3Е

в классе J3E

Напряжение э/питания 50Гц, В

Базовые технические характеристики РЭО «Фазан»

Новая серия унифицированных наземных ОВЧ р/средств АВЭС, удовлетворяющая требованиям ИКАО, международных и российских стандартов, не уступающих образцам техники ведущих зарубежных р/технических фирм и позволяющих реализовать современную концепцию построения перспективной системы АВЭС в АС УВД различного уровня автоматизации.

Таблица 4

Мощность, Вт

Диапазон рабочих частот – 108…155,99(7)МГц

Шаг сетки – 8,33кГц

«Фазан-П1»

Относительная нестабильность 1·10 -6

«Фазан-Р1»

Артикуляционные характеристики – не ниже второго класса по ГОСТ 1660-72 при ОСШ 20дБ

«Фазан-П2»

Управление и контроль: местное и ДУ (АКДУ «Взлет», LАКДУ «Взлет»)

«Фазан-П3»

Электропитание: 220В (+22; -33), 50Гц

«Фазан-Р3»

Требования по живучести и стойкости к внешним воздействиям – ГОСТ В20.39.304-76, гр. аппаратуры 1.1 УХЛ

Технический ресурс

100 000 часов.

Температура эксплуатации t o C - 40 o C

Срок службы – 12 лет

Время включения 0,5с



OPTO-ELECTRONIC MODULE «POLYOT-1″

22.04.2016
Объединенная приборостроительная корпорация завершила разработку охранного радиолокационного оптического комплекса (РЛОК) для контроля периметра государственных границ и особо важных объектов, говорится в сообщении корпорации.
«Комплекс, разработанный нашим концерном «Вега», позволяет получить полную и достоверную информацию о обстановке на охраняемых территориях и объектах, – рассказал заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков. – В отличие от большинства радиолокационных средств он способен обнаруживать не только наземные цели, но и низколетящие беспилотники, что значительно повышает эффективность такой системы мониторинга».
В состав системы входит РЛС кругового обзора «Форпост» и оптико-электронный модуль «Полет-1», которые способны обнаружить передвижение автотранспорта, человека и даже малогабаритных БЛА на расстоянии до 20 километров.
ВТС «БАСТИОН»


ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЬ «ПОЛЁТ-1»


Акционерное общество «Челябинский радиозавод «Полет», входящее в состав ОАО «Концерн «Вега», в короткие сроки разработало и выпустило принципиально новое, являющееся инновационным для предприятия изделие – Оптико-электронный модуль «Полет-1». ОЭМ «Полет-1» предназначен для круглосуточного мониторинга территорий и может использоваться при охране особо важных объектов (атомных и гидроэлектростанций, нефте- и газопроводов, аэродромов, плотин, нефтехранилищ и т.д.), инфраструктуры городов и предприятий.
В ОЭМ «Полет-1» интегрированы:
цветная телевизионная камера с объективом, обеспечивающим непрерывное изменение поля зрения;
черно-белая телевизионная камера высокой чувствительности с объективом, обеспечивающим фиксированное узкое поле зрения;
тепловизионная камера на основе охлаждаемого фотоприемного устройства, позволяющая вести круглосуточное наблюдение и обеспечивать обнаружение и распознавание объекта типа «человек» на расстоянии до 4 км.
В программном обеспечении АРМ ОЭМ «ПОЛЕТ-1» реализованы:
алгоритм слежения за объектом;
детектор движения объекта;
поддержка высокого разрешения FullHD;
система мониторинга программы;
алгоритм стабилизации изображения;
панорамный обзор;
программная коррекция видеопотока;
возможность архивирования стоп-кадров.
Для мониторинга территорий при охране особо важных объектов (атомных и гидроэлектростанций, нефте- и газопроводов, плотин, нефтехранилищ и т.д.), инфраструктуры городов и предприятий, а также для других случаев наблюдения. Конструкция модуля позволяет осуществлять поиск, обнаружение и распознавание движущихся и неподвижных целей в любое время суток, панорамирование наблюдаемой местности в секторе 360°, задание точек предустановок, программное управление сканированием приоритетных участков наблюдения, автоматический и ручной захват (фиксацию) наблюдаемого объекта с выводом траектории его движения на монитор, выполнение стоп-кадров по команде оператора, автосопровождение объектов, программную коррекцию видеопотока для улучшения качества изображения, а так же архивирование видеозаписей и стоп – кадров.
Состав:
видеоблок: черно-белая, цветная и тепловизионная видеокамеры;
опорно-поворотное устройство (ОПУ);
персональный компьютер и монитор (ПЭВМ);
программное обеспечение АРМ ОЭМ «ПОЛЕТ-1»;
электрошкаф;
кабель локальной сети.
Преимущества перед аналогами:
улучшенные технико-экономические показатели;
оригинальное программное обеспечение;
возможность комплексирования с любыми системами технических средств охраны и наблюдения;
разработка и производство основных составляющих, включая тепловизионный прибор, ведется на отечественных заводах;
ремонт и сервисное обслуживание тепловизионных приборов на территории Российской Федерации (без вывоза за рубеж);
качественная техническая поддержка изделий на всем жизненном цикле;
разработка и изготовление проводится в соответствии с Государственными стандартами.
Основные составные части модуля производятся по Государственным стандартам на отечественных заводах.
Для получения изображения в модуле используются три канала: тепловизионный – для работы в ночных условиях; цветной и черно-белый – для наблюдения днем.
Оригинальное программное обеспечение, разработанное на АО «Челябинский радиозавод «Полет», прошло метрологическую экспертизу и Государственную регистрацию в Федеральной службе интеллектуальной собственности. Оформлен патент на полезную модель.
Ремонт и сервисное обслуживание модуля, в том числе тепловизионного канала, выполняется специалистами Акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет» (без вывоза за пределы Российской Федерации).
Опытный образец ОЭМ «Полет-1» прошел эксплуатационные испытания, где показал высокие технические характеристики и зарекомендовал себя как надежное средство круглосуточного наблюдения.
20 февраля 2012 г. Межведомственной комиссией был подписан Акт о присвоении документации на изделие ОЭМ «Полет-1» литеры «О1» для организации серийного производства. 17 мая 2012 года подписаны Акт и Решение о завершении испытаний с рекомендацией о целесообразности принятия модуля на снабжение.
В настоящее время ведутся работы по комплексированию ОЭМ «Полет-1» с радиолокационной станцией «Форпост», разработанной и изготовленной ОАО «Концерн «Вега».
«Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в Госкорпорацию Ростех, ведет разработку автоматизированной системы технического мониторинга (АСТМ) инфраструктуры нефтедобывающей компании. Система с рабочим названием «Купол» соединяет в себе оптико-электронные устройства для охраны границ и радиолокационные средства обнаружения. Она способна обеспечивать круглосуточный всепогодный мониторинг, контролировать любые действия на территории объекта, распределять целеуказания различным модулям внутри системы, а также сможет отличить попытки хищения от плановых работ на трубопроводе и обнаружить утечки нефти. В разработке предусмотрена возможность интеграции комплексов воздушного наблюдения с использованием беспилотников и других информационных подсистем.
«Систему разрабатывает наш челябинский радиозавод «Полет», – рассказал директор департамента АО «ОПК» Александр Калинин. – Новое изобретение представляет собой пример использования технологий для обороны в гражданской отрасли. В систему включен разработанный для охраны границы оптико-электронный модуль «Полет-1» с улучшенными техническими показателями. Модернизированный «Полет-1» оснащен тремя камерами: тепловизионной, высокочувствительной черно-белой и цветной, а также средствами активной подсветки. Он способен обнаруживать человека на расстоянии до 6 км». «В случае с нефтепромыслом задача стоит очень сложная: необходимо обеспечить наблюдение на территории объекта с обзором 360 градусов. Для этого мы решили объединить оптический и радиолокационный модули в один комплекс, – говорит генеральный директор ЧРЗ «Полет» Евгений Никитин. – АСТМ фиксирует все движущиеся объекты на подконтрольной территории. Первоначально объект обнаруживается радиолокатором, который способен автоматизировать поиск движущихся целей и «увидеть» их гораздо раньше, чем камеры оптического наблюдения. Затем система дает команду целеуказания для оптического модуля, который фокусируется на нужном участке, проводит доразведку и запись инцидента. Система получает визуальное изображение объекта, по которому его можно распознать детально, причем сделать это можно как с помощью оператора, так и с помощью программного обеспечения в автоматическом режиме».
ОЭМ успешно испытали на нескольких участках границы в Троицком и Октябрьском районах. ОЭМ «Полет-1» настолько понравился пограничникам, что они с явной неохотой расставались с этими установками после года эксплуатации в режиме государственных испытаний.
Оптико-электронный модуль работает полностью в автоматическом режиме, причем в любую самую ненастную погоду. Периодическое техобслуживание, конечно, нужно. Но, первое ТО через месяц непрерывной работы, ТО - 2 через полгода, ТО - 3 через год, последующее через два года. В остальное время модуль вообще не требует никакого ухода, кроме подачи электроэнергии по кабелю или от движка, либо от собственных автономных солнечных батарей.
Модуль дальнего действия «Полет-1Д» видит ночью и днем, в туман и дождь человека на расстоянии 6-7 километров, автомобиль за все пятнадцать, а зайчишку различает на четырех километрах! Сейчас проводим значительно более дешевую для потребителя серию модулей: среднего радиуса действия, когда оптика в любую погоду различает человека на дистанции четыре километра, а малого радиуса действия - за полтора километра.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЧЕРНО-БЕЛАЯ КАМЕРА
угол поля зрения, град 1,45 х 1,08
размер матрицы, пиксел 768 х 576
дальность обнаружения человека, км 8…9
дальность распознавания человека, км6…8
min освещенность, люкс, не менее 0,0001
max освещенность, люкс, не менее 30 000
разрешеющая способность, тв линий570
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО
угол поворота, град
-по азимуту 360
-по углу места -40…+40
угловая скорость, град /с
-по азимуту 0,03…65
-по углу места 0,03…30
точность наведения по
азимуту и углу места, мрад 1
ЦВЕТНАЯ ВИДЕОКАМЕРА
угол поля зрения, град 1,45 х 1,08 / 31,01х23,58
размер матрицы, пиксел 752 х 582
дальность обнаружения человека, км 7…8
дальность распознавания человека, км 5…7
min освещенность, люкс, не менее 0,03
max освещенность, люкс, не менее 100 000
разрешающая способность, тв линий 450
ТЕПЛОВИЗИОННАЯ КАМЕРА
угол поля зрения, град 9 х 6,75 / 3 х 2,25
цифровое увеличение 2
дальность обнаружения человека, км 6…8
дальность распознавания человека, км 4…5
время выхода на режим, мин, не более 5
рабочий диапазон длин волн, мкм 8…12

Источники: www.polyot.ru, Объединенная приборостроительная корпорация, www.sdelanounas.ru, up74.ru и др.

Пилотажная группа аэроклуба "Первый полет" была создана в 2009 году. На сегодняшний день - это единственная в России профессиональная пилотажная группа на поршневых самолетах.

В состав пилотажной группы "Первый полет" входят представители спортивной авиации. Это молодые летчики-спортсмены, призеры Чемпионатов России и Чемпионатов Мира по высшему пилотажу: ведущий группы: Дмитрий Самохвалов, правый ведомый: Антон Беркутов, левый ведомый: Роман Овчинников и в роли хвостового ведомого Ирина Маркова.

В программе выступления задействованы самолеты ЯК-52 и ЯК-54. Разработанный в "ОКБ им. А.С. Яковлева" учебно-тренировочный самолет ЯК-52 еще в СССР был принят для начального летного обучения молодых пилотов в системе ДОСААФ, до сих пор занимая особое место в мировой спортивной авиации. ЯК-54 разработан на базе пилотажного Як-55М в 1993 году. Предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту.

Поршневая авиация имеет свои характерные особенности на выступлениях, например, небольшие скорости, малые радиусы разворотов. Зона показательной программы умещается в квадрат 1,5х1,5 км. Все это позволяет зрителю в мельчайших деталях наблюдать за юркими самолетами, зрелищными фигурами и слаженной работой пилотов.


Каждая пилотажная группа имеет свой неповторимый стиль пилотирования. Четкость и уверенность в управлении, минимальные дистанции между самолетами, невероятные фигуры, синхронность и легкость в исполнении характеризуют все программы пилотажной группы "Первый Полет". Во время выступления эмоциональное напряжение зрителей, изящное скольжение самолетов, рев работающих на пределе двигателей, тяжелая работа летчиков, каждого в отдельности и всей группы в целом,- сливаются воедино, так зарождается атмосфера праздника.

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.


Юрий Алексеевич Гагарин

Все началось на , рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

Создание корабля «Восток-1»

За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса «Восток». Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.

Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата «Восток-1» принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что «Восток» запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.

Конструктивные особенности аппарата «Восток-1»

Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр - почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.


"Восток-1"

Двигатель летательного аппарата «Восток-1» произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.

Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппарата «Восток-1» в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.

Роль космонавта в первом полете

В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной - он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.

Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее,