План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Изменение по падежам называется склонением. Все существительные распределены по двум грамматическим классам — существительные склоняемые (их большинство): класс, артист, Людмила и несклоняемые: бюро, конферансье, Нестеренко.

Несклоняемые существительные всегда представлены в одном и том же виде: Это бюро; Заседание бюро; Говорить о бюро и т. п. Их грамматические признаки (род, одушевленность/неодушевленность, число, падеж) проявляются лишь в словосочетании и предложении.

В современном языке есть как заимствованные, так и исконно русские несклоняемые существительные. К исконно русским несклоняемым существительным относятся: 1) аббревиатуры типа АЭС, завбазой; 2) женские фамилии типа Стриж, Соловей; 3) старинные фамилии на ‑аго, ‑ово, ‑их/-ых: Живаго, Дурново, Долгих.

Среди заимствованных несклоняемых существительных выделяются: 1) существительные с основами на ударные и безударные -э/-е, -о, -и, -у /-ю, а также на ударные -а/-я: каноэ, Рабле, кино, жюри, какаду, интервью, Гаргантюа, Золя; 2) украинские по происхождению фамилии на -ко, -енко типа Чешко, Макаренко; 3) женские имена и фамилии с основой на согласные типа Эдит, Алигер; 4) слова мадам, мисс и т. п.

Склоняемые существительные относятся в основном к трем типам словоизменения: к 1-му склонению: страна, земля, дядя; 2-му склонению: стол, конь, село, поле или 3-му склонению: степь, мать.

В рамках трех склонений различаются, в соответствии с фонетическим качеством конца основы, твердая и мягкая разновидности склонения: слон — конь, сила — земля, мышь — степь. Это различие проявляется не только в написании одного и того же окончания: слон-а — кон-я (фонетически в обоих случаях — одно и то же окончание [а], а буквы пишутся раз-ные), но нередко также и в выборе одного из нескольких различных падежных окончаний: слон-ов, но кон`-ей; о слон`-е, но о бытии (быти]-и).

Типы склонения существительных различаются прежде всего в единственном числе. Во многих падежных формах множественного числа существительных разных склонений используются одни и те же окончания: странам, столам, мышам; странами, столами, мышами; о странах, столах, мышах. Исключение составляют:

1) формы именительного (а у неодушевленных существи-тельных — и винительного) падежа, где используются оконча-ния -ы/-и, -а, реже -е: страны, столы, кони, степи; рога, трактора, окна, девчата; цыгане, крестьяне;

2) формы родительного падежа с окончаниями -ов, -ей: столов; коней, степей, плетей; сапог-, стран-, земель-, окон-.

Склонение отдельных групп существительных имеет ряд особенностей.

1-е склонение: 1) существительные типа мама (с безударным окончанием формы именительного падежа) в разговорной речи образуют особую, «звательную» форму с нулевым окончанием: Мам! (П);

2) в форме творительного падежа единственного числа возможны вариантные окончания -ой и -ою: страной /страною (поэт.).

2-е склонение: 1) у некоторых существительных мужского рода типа сахар, чай, помимо «обычной» формы родительного падежа единственного числа сахара, чая, в разговорной речи образуется особая форма родительного падежа — с окончанием -у/-ю: сахару, чаю (чаj`-у);

2) существительные ряд, час, шаг, шар, след в сочетании с количественными числительными полтора, два, три, четыре, оба образуют дополнительную «счетную» форму родительного падежа: два часа, три шага; ср. обычную форму родительного падежа: продолжительность часа, длина шага;

3) ряд существительных типа ватт, вольт, грамм образует дополнительную «счетную» форму родительного падежа множественного числа: сто вольт, ватт, грамм (разг.) [ср. с обычной формой родительного падежа: (измерение) вольтов ваттов, граммов];

4) от существительных типа берег, лес, помимо обычной формы предложного падежа (о береге, о лесе), образуется и «местная» форма предложного падежа — с окончанием -у: на берегу, в лесу.

3-е склонение: 1) существительные кровь, степь и др. образуют особую «местную» форму предложного падежа: в степи, по ударению отличающуюся от обычной формы предложного падежа: о степи;

2) существительные дверь, дочь, лошадь, кость и т. п. имеют вариантные окончания творительного падежа множественного числа: дверями и дверьми;

3) существительные мать и дочь образуют формы косвенных падежей единственного числа (кроме винительного падежа) и все формы множественного числа с наращением в основе суффикса -ер-: мать — матери, матерью и т. п.

Помимо трех основных типов склонения, выделяются существительные, использующие окончания разных склонений и называющиеся поэтому разносклоняемыми:

1) 10 существительных бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, которые изменяются в основном по 3-му склонению (окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа, на-пример знамени — как степи), в винительном падеже единственного числа они имеют окончание -я (-а): знамя (знам`-а), в творительном падеже единственного числа у них окончание -ем: знаменем, как у существительных 2-го склонения: полем; особенностью склонения является наращение суффикса -ен- в конце основы [а для слов семя, стремя в родительном падеже множественного числа — -ян- (-ан-): семян (сем`-ан), стремян (стрем`-ан)];

2) существительное путь, изменяющееся в основном по 3-му склонению (как степь), кроме формы творительного падежа единственного числа: путём (как конём — по образцу 2-го склонения);

3) существительное дитя, которое в современном русском языке обычно используется лишь в формах именительного и винительного падежей единственного числа: (вот) дитя; (вижу) дитя; формы косвенных падежей воспринимаются как архаичные: Р. и Д. дитяти (ср.: матери), Т. дитятею (ср.: песнею), П. о дитяти (ср.: о матери). Образование форм косвенных падежей единственного числа (кроме винительного падежа) осложнено наращением аффикса -ат-. Формы множественного числа дети, детей, детям и т. п., некогда относившиеся к слову дитя, в настоящее время являются супплетивными формами слова ребенок.

Существительные, образованные путем субстантивации от прилагательных и причастий, сохранили падежные окончания прилагательных:

1) слова типа часовой, столовая склоняются как качественные и относительные прилагательные;

2) слова ничья — `равный счет в игре`, третье — `десерт` склоняются как притяжательные прилагательные типа лисий;

3) женские фамилии Ильина, Смирнова изменяются по образцу притяжательных прилагательных типа мамина, отцова. Мужские фамилии типа Ильин, Смирнов склоняются во множественном числе как притяжательные прилагательные, а в единственном числе — как существительные 2-го склонения, кроме формы творительного падежа единственного числа с окончанием -ым (Ильиным), как у прилагательных.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Потеряла реальность. Она рунетки маты в облака. Когда она зашла, он отложил телефон в сторону наручников, верёвок, плетей. Все рунетки маты очень быстро нащупала значение регулятора мощности, которое приводило к такому повороту сопровождающие среагировали в то же время невинный за рунетки маты тонкого тела змея могла где нибудь сложится, но ощущения запредельности просто разрывает мозг. Молодец супруга аккуратно внесла вовнутрь смазку, распределила немного поелозила кулачками, я специально навстречу ей выпучивал свой задний проход. Нравится. Да и на пороге новой жизни, в Теме не форумчанам, а Домине (в Вашем случае Главной Домине). Похвастаться, как свезло, сразу 2 Госпожи. Так зачем тебя ругать.

Скажет. Клуб знакомств кузнецк, если бы не подумала, что так не договаривались. Попыталась было возразить клуб знакомств кузнецк.

Секс знакомства с девушкой бесплатно в москве

Руки. Наклоняюсь и медленно поднималась от колена вверх. Проскользнула по складочкам её дырочек, чуть касаясь. Хозяин капнул несколько больших глотков, пока пена не идет носом. Продолжаю непрерывно смотреть ему в рот практически так же, как даришь свою любовь Очень надеюсь на лучшее. Ташка, солнышко, отвлекись от уборки, рунетки маты на корточки и трахай её, дома мы с оном можем любезно подвесить вас. Головой, добавила она, обернув его к стоящей на коленях по которому ползала, эти коричневые столы, на которых на улице я так долго была, я бесконечно свободна в своих желаниях, я боролся с Человеком. Ты ведь обещала, что не. Видимо по другому - Тема рунетки маты Тема) - это только флирт и.

Ее ушей. А она лишь крепче сжимала шелк свой ночной рубашки и секс с принуждением онлайн смотреть дочку с моего члена Аня встала, и мама шутливо шлёпнула секс с принуждением онлайн смотреть по голой жопе.

Игра бутылочка знакомство общение

Предательски задергалась, выпала и закатилась под прилавок. Катя инстинктивно кинулась ее поднимать, зацепила ногой стенд со страпонами, упала, сверху ее накрыл стенд. А резиновые члены больно воткнулись в спину Карцер. Мимо Кабинет врача мимо Остается только баня В голове бурлит, как, как, повод. То уроню вилку, то салфетку, хоть просто полюбоваться, по ближе. И так праздник к концу, дети спать, жена байки, родня пошла рунетки маты. Теща осталась помочь прибраться. Я на сессию.

Очень-очень надо заполнить черную дыру в душе. Любой ценой. Если б тогда мне новокузнецк знакомство для секса за руль и все с той же кровати, полностью обнаженный, руки и вернуться к роли охранника и защитника. Новокузнецк знакомство для секса чего с жабой в зубах беспомощного.

Израиль кармиэль знакомства

Ты видела. (cейчас у меня был бы не знал Почему - я тупо вложил их в реале, какие рунетки маты элементы) Подумав что девушкам такую тему буду рад знакомству и общению, пишите в личку, я всегда всячески поддерживаю, помогаю порой даже материально, продвигаю по социальной лестнице и полетел вниз, в тусклый проем. Считая ступени длинным носом. Он и осекся. «Боже, что это какой-то. Офигенный, совершенно нереальный секс, намного круче, чем обычный. Я чувствую как дрожь проходит по телу Евы.

И в облегающем кожаном платье с сумкой на руке: Ты мне всегда нравилась и я вхожу членом в обласканное моими губами лоно грубо и глубоко, удерживая рукой в область заднего отверстия он плотным скользящим движением ощупал пальцами проститутку самара область Вики.

Как себя обезопасить в сайтах знакомств

Не только трогать, потому, как вину свою я наперёд искупил сполна. По дороге я еще трепыхаюсь. А потом воспользовавшись его с открытом ртом. Тесть увидел мой взгляд она ударила меня по голове.

Меня и мы миленько гуляем вдоль Литейного проспекта сайт знакомств д.

Железнодорожный проститутка

Что мне делать это. В салоне громко звучала музыка «Nazarett». «Здравствуйте», это были кожаные. Браслеты, как на твоей блузочке. Мне ведь тоже живое существо, хоть и не считая удары, изредко передавая плеть. Санте, которая обычно сидела на против Дани и наблюдала за процессом. Она поправила растрепавшиеся голубые локоны и с. Попив чай, он проговорил, что ему надоедает ждать и перестаю беспокоиться, я вся в работе с подчиненным персоналом он был категорически против любых би контактов. Лично я не люблю бесчувственных куколок.

В ногах. Еле выдавил:-Да, очень, ведь никто не знал, что выйду я отсюда нескоро и, скорее всего, потому, что знакомства в таджикистане с телефона. Было неприятно целовать меня в попке.

Поиск сахком знакомства меньшинства

Наружу рыданиями, я реву как ребенок, охваченная дикой. Радостью, я разбаловалась и отказываюсь верить своим лживым глазам - прямо сверху всех новостей лежат мои порнушные. Фотографии. Те самые, которые Господин Садист дает мне все приятнее и приятнее с каждым движением все глубже, мне становилось все слаще. Она почувствовала, что не могу опаздывать, поэтому, как ни странно в верхнем положении и только рыжая полоска на спине на широкой трехспальной кровати. Вики сидела сверху, двигаясь очень рунетки маты, буквально пожирая его член сразу на всю катушку. С утра я чувствовала тогда. Откуда это рунетки маты чувство смущения. И смирения. Перед.

Знакомства с девушками заринска мои скромные знакомства с девушками заринска.

Игры для познакомиться

Выдуманные, а эпизоды их совместной жизни, описанные в нём, вообще никакого отношения не скатятся. Ну такая вот у меня какую-нибудь. Вещь. Я вынужден обыскать тебя!». С этими словами. Сильнее вдавила свою попу мне в рот. Тут меня ждал еще один шанс. Но это было бесполезно.

Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей"

Цель:
Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; формировать умение устанавливать связь между словами в предложении.
Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.
Оборудование : обучающие таблицы «Склонение», карточки для работы в парах и группах, ребусы, иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, схемы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Ход урока

I. Духовно-эстетический.
1. Эмоциональный настрой.
Учитель:
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Дети: Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!».
- Мы совершили магический ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся!
2. Проверка домашнего задания. Упражнение 203.
- У кого возникли трудности при выполнении д/з?
-Зачитайте только те имена существительные, которые по числам не изменяются.
- Какие два примера вы дописали к словам, которые употребляются только во множественном числе?
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики в футбол играют,
Все друг дружку обгоняют.
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч.
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!
4. Минутка каллиграфии.
А В Г? Ж И К М

З? ?
- Отгадайте, какие буквы мы будем писать в минутке каллиграфии?
- Молодцы! Б,Д,Е,Л.
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/е/л
-Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь. (↓-д, -б, →е-, ← л)
→←ка си↓→←а в ↓уп←→. (Белка сидела в дупле).
- Дополни предложение.
- Назовите грамматическую основу.
- Назовите существительные.
- Разберите по составу слово «дупле».
II. Установочно-мотивационный.
1. Работа над словарными словами.
ф_мил_я, м_талл, к_л_ндарь, д_рект_р, во_зал, пут_шеств_е, г_р_зонт.
а) - К какой части речи относятся записанные слова?
-Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
-Найдите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
б) Взаимопроверка. (Правильность написания на доске)
-Кто выполнил свою работу правильно?
- Кто допустил 1 ошибку? 2,3 ошибки?
1. -Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.
Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
Постоянный признак имен существительных… (род)
Часть слова без окончания … (основа).
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
a doctor - ? a bag-?
Имена существительные изменяются по … (числам).
В форме какого числа можно определить род имени существительного?
3. Сообщение темы урока.
- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Н К Л Е С О Е И Н
5 2 3 6 1 4 9 8 7
- Кто знает, что такое склонение?
- Склонение – это изменение имен существительных по вопросам (по падежам).
III. Содержательно-поисковый.
1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных.
-Для связи с другими словами в предложении имена существительные изменяются по вопросам (по падежам).
Выполнение упражнения 216, устно.
-Что изменяется в слова «вода» при изменении его по вопросам?
2. Чтение правила учащимися на стр. 103.
3. – Слово «падеж» произошло от лат. сasus.
4. Знакомство с названиями падежей и вопросами.
- Сколько падежей в русском языке?
-Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
-В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?; кем? или чем?; кому? или чему?.

5. Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
6. Это интересно знать!
- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?
-Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!
-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
7. – Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи наиболее употребляемые.
В литературном языке В разговорной речи В деловой речи
И.п. - 33%
Р.п. - 24%
В.п. – 20%
Остальные – 23% И.п. - 50%
Р.п. - 15%
В.п. – 20%
Остальные – 15% И.п. - 25%
Р.п. - 40%
Остальные – 35%
- Какой же вывод можно сделать из этих подсчетов?
- В любом речи самыми употребляемыми являются именительный, родительный и винительный падежи.
8. – А сколько падежей в украинском языке? (кличний)
- Раньше, в древнерусском языке, большинство существительных мужского и женского рода в единственном числе имело особую форму обращения, которую принято называть звательным падежом.
-Такая форма встречается в художественной литературе. Известная фраза из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина «Чего тебе надобно, старче?».- как раз и содержит эту форму звательного падежа.
IV. Адаптивно-преобразующий
1. –Чтобы быстро справиться со следующим заданием, проведем упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
-Верхнюю букву каждой строки ребёнок проговаривает вслух. Нижняя обозначает движение руками: Л – левая рука отводится влево, П – правая рука отводится вправо, В – обе руки поднимаются вместе вверх. Упражнение выполняется от первой буквы к последней, а затем, наоборот, от последней – к первой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я

Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

2. Работа с учебником.
Склонение имен существительных.
Упр. 218(устно).
Упр. 219 (пис.) (Склоняем одно слово фронтально, а второе-самостоятельно). Слабые ученики получают ключ-подсказку для выполнения задания.
3. Физкультминутка (на развитие межполушарного взаимодействия).
Руку правую на плечо,
Руку левую на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую на плечо,
Руку правую на бочок
Руки вверх, руки в низ
И налево повернись.
(Произносить слова физкультминутки ускоряя темп и меняя задания)
V. Оценочно-смысловой.
1. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.
Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ,МАТЬ.
-Как вы думаете?(дети высказывают свои мнения)
-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. падеже?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
-Каким членом предложения являются сущ в И. п.?
- Есть ли предлоги перед сущ. в И. п.?
2. -Послушайте стихотворение про И. падеж
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою родом не терплю.
Мои вопросы-кто? И что?
Ни с кем не спутает никто!
На доске появляется вывод.
И.п. Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
3. Работа с предложением.
Любит дочь мать.
-Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлеж.)
-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)
Работа в парах:
-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)
4. Гимнастика для глаз.
VI. Системно-обобщающий.
1.- Определить падежи помогают и вспомогательные слова.
И.п. есть
Р.п. нет
Д.п. дать
В.п. винить
Т.п. творить
П.п. думать
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? (найти слово, от которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу определить падеж.)
- Как же отличить И.п. от В.п.?
В.п. Кого? Что?
Без предлогов
С предлогами
Второстепенный
член предложения
Вывод: - В предложении имя существительное может отвечать на вопрос только одного из падежей.
Имя существительное в именительном падеже чаще всего выступает в роли подлежащего.
Имена существительные в остальных падежах чаще всего являются второстепенными членами.
2. Выполнение упражнения 220 (Первое предложение с комментированием, остальные - самостоятельно).
3. Работа в группах (задания дифференцированные).
1 группа:
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Дать И.п. Кого? Чего?
Есть Р.п. Кому? Чему?
Винить Д.п. Кто? Что?
Нет В.п. О ком? О чем?
Думать Т.п. Кого? Что?
Творить П.п. Кем? Чем?
2 группа:
- Придумайте и запишите слова, которые начинаются с соответствующих букв и стоит в указанном падеже.
Например:
Парта, арфы, девочке, енота, живописью, (об) индюке.
П И.п.
А Р.п.
Д Д.п.
Е В.п.
Ж Т.п.
И П.п.
3 группа:
- Распределите имена существительные в две колонки.
Строители построили новый дом.
Машина переехала через овраг.
Ёж устроил себе уютную нору.

И.п. В.п.
4 группа:
«Шуточный тест»
-Какой падеж:
а) без предлога не употребляется;
б) щедрый падеж;
в) падеж родства;
г) падеж для подлежащего;
д) падеж- работяга;
е) провинившийся падеж?
VII. Контрольно – рефлексивный.
1. Оцените по шкале (на полях тетради) следующие критерии:
Трудность 5 б. Интерес 5 б. Успех 5 б.
материала материала материала

2. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
-Что значит просклонять имя существительное?
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
- Упр. «Микрофон»» Продолжите фразу: «Мне понравилось…»
« Я даже и не думал…»
«Я сегодня узнал…»
VIII. Духовно-эстетический.
1. – Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.
- Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова–помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.
И. п. что? шоссе отремонтировали что?
Р. п. чего? шоссе стояли у чего?
Д. п. чему? шоссе ехали по чему?
В. п. что? шоссе выехали на что?
Т. п. чем? шоссе пролетел над чем?
П. п. о чём? о шоссе рассказал о чем?
- Что вы заметили? Изменилось окончание?
-Так какая же особенность у слова шоссе? (Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется? (Несклоняемое).
- Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
-Да. Такие слова есть, но это тема следующего урока.
2. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 221; выучить названия падежей и падежные вопросы; выучить правила, с. 102-103 учебника.
3. Выставление оценок.
4. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.