Комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения технического состояния газопроводов, газового оборудования (технических изделий) по истечении расчетного ресурса работы... Строительная терминология
Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.
Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.
Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.
Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.
Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.
Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.
Количественный подход (стандартизированный метод):
Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.
Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.
Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.
Особенности:
Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).
Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).
Качественный подход (клинический метод):
Анализ индивидуального случая. Не патология!
Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.
Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).
Особенности:
Строго индивидуальный метод.
Психометрически не обоснован.
Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.
5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.
Диагноз – от греч. Распознавание.
Медицинское понимание диагноза:
Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).
Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.
Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.
Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.
С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.
Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.
Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Требования к психологическому диагнозу.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.
Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.
Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.
Причины диагностических ошибок.
В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.
Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.
Ошибки, связанные с разбором данных :
ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);
ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);
ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.
Ошибки, связанные с переработкой данных:
эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
ошибка ложной причины;
познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.
Готовность к обучению в школе подразумевает такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы и при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.
Используя различные диагностические методики необходимо помнить, что возрастные нормы, связанные с большинством методик, не являются абсолютными и неизменными, пригодными для оценки уровня развития во все времена и всех без исключения детей. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей, на основе которой эти выборки получены. В каждом конкретном случае, когда в результате обследования дается характеристика ребенку, включающая оценку уровня его психологического развития, указывается, к какой выборке или категории детей относится норма, с которой сравнивается показатель развития данного ребенка. Кроме того, следует учитывать, что нормы сами по себе изменчивы: по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития детей. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки и коррекции через каждые три-пять лет.
Исследование готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста производится с помощью научно проверенных методов исследования, к качеству которых предъявляются строгие требования. Должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет пользователь метода.
К проведению диагностических обследований детей предъявляется ряд требований морально-этического характера. Главные из них следующие:
Результаты диагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку;
Диагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей;
Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты диагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом сделаны на их основе;
Результаты диагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможности его обучения и воспитания;
Психодиагностика детей должна проводиться в тесном сотрудничестве психолога, воспитателя, учителя.
Для работы со старшими дошкольниками используется диагностический инструментарий, представляющий собой тесты, которые разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные.
Индивидуальные тесты предназначены для работы с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные – давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа «да» или «нет». Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление.
В педагогике доминируют групповые тесты, так как они являются наиболее экономными для специалиста. Следует, однако, помнить, что данные групповых тестов никогда не бывают абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата. Существует множество причин, приводящих к неадекватному снижению тестовых показателей: неблагоприятное нервно-психическое состояние ребенка в момент обследования (растерянность, возбуждение или беспокойство, связанное с обследованием, с пребыванием в новой обстановке или вызванное предшествующими случайными впечатлениями, у ребенка может именно в этот день болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.); случайные отвлечения внимания, вызванные поведением других детей, и др. Следовательно, на основе результатов тестирования не должны делаться окончательные выводы, отрицательно характеризующие оцениваемый уровень.
Практика определения «готовности» и отбора детей не должна содержать в качестве критериев диагностики только комплекс показателей, характеризующих запас сведений, знаний, операциональных умений, помноженных на скорость реакции. В свою очередь методики должны оценивать не только «наученность» («обученность»). Использование подобных методик дает двойной негативный эффект: во-первых, нацеливает родителей и воспитателей «на активную дрессуру», а во-вторых, для большинства детей создает ситуацию неадекватных требований. Методики психолого-педагогической диагностики должны быть адекватны конкретным задачам обследования и направлены, прежде всего, на дифференциацию качественного своеобразия индивидуального развития, а также выделение «факторов риска» в развитии, на комплексную оценку развития ребенка при сопоставлении данных наблюдений родителей и анализа деятельности ребенка при выполнении комплекса заданий.
Обследования могут проводиться в присутствии родителей. Исключение составляют только те методики, во время проведения которых недопустимо никакое, даже случайное влияние на выбор ребенка (например, определение доминирования познавательного или игрового мотива). В остальных случаях при выполнении заданий присутствие родителей желательно. Это придает большую уверенность малышам, и, кроме того, когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них не возникает сомнений в предвзятости и неадекватности обследования. В случае необходимости родителям даются рекомендации, какие игры, упражнения, мероприятия можно проводить дома для подготовки ребенка к школе.
Возраст детей при обследовании должен быть не менее 5 лет 6 месяцев. Процедура определения готовности к школе проводится в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, желательно во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей. Общая продолжительность работы детей на одном занятии - не более 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять при фронтальном обследовании, рекомендуется подвергнуть его индивидуальной проверке.
Обязательным условием успешного проведения диагностического обследования является переход взрослого с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
С самого начала обследования важно проанализировать реакцию ребенка на ситуацию обследования: насколько он открыт для контакта, проявляет ли активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней), или он расторможен (суетится, порывается встать, вертит что-то в руках и т.п.). Следует также отметить проявление заторможенности, напряженности, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор. Все эти факты могут быть связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами его личности, как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений дошкольника.
При обследовании следует чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с заданий, предполагающих рисование (как на свободную, так и на заданную тему), предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования. Во время собеседования необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт с малышом, создать благоприятные для него условия, привычную, комфортную обстановку. Все задания должны проводиться в игровой форме и восприниматься детьми как игры. Игровая ситуация дает возможность детям расслабиться, помогает уменьшить стресс. В ситуации, когда ребенок боится отвечать, плохо идет на контакт со взрослым, следует его эмоционально поддержать; если нужно - применить тактильный контакт: погладить по голове, обнять, сопровождая действия словесным выражением уверенности в том, что малыш хорошо справится со всеми играми. Такая поддержка и постоянное подтверждение по ходу выполнения заданий, что ребенок все делает правильно, способствует возникновению контакта между экспериментатором и испытуемым, и в конечном итоге гарантирует чистоту результатов. При этом надо отметить, что тактика одобрения независимо от действительного результата рекомендуется в общении со всеми детьми, так как им особенно важна положительная оценка взрослого.
В ходе обследования не рекомендуется торопить детей, спешить с подсказкой; показывать свое неудовольствие, неудовлетворение; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
Результаты обследования могут осложняться из-за:
· трудностей контактов с незнакомыми взрослыми (порой это зависит не от ребенка, а от его собеседников);
· боязни плохих результатов (родители часто очень волнуются сами и пугают детей «экзаменом»);
· неспособности обследуемого (по разным причинам) сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
· индивидуальных особенностей деятельности (в частности, медленного темпа работы).
В процессе диагностики важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении дошкольником каждого задания необходимо отмечать в карте обследования показатели его деятельности, состояния здоровья, затруднения, необходимую помощь.
Если результаты диагностирования показывают низкий уровень готовности к школе и ребенок нуждается в специальной коррекционно-развивающей работе, в психологической карте заполняются все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, фиксируются основные проблемы малыша и намечается план соответствующих мероприятий. Однако следует помнить, что недопустимо ставить диагноз на основании одного или даже нескольких показателей. Сами по себе, изолированно, плохая память или высокий уровень воображения ни о чем не свидетельствуют. Плохая память может компенсироваться хорошей произвольностью, а очень развитое воображение может быть и при диагнозе «шизофрения». В случае, когда при проверке психолого-педагогической готовности к школе обнаруживаются особо серьезные отклонения в деятельности ребенка, следует в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к соответствующим специалистам.
Понятие диагностики. Данное определение носит, на наш взгляд, универсальный характер и в полной мере характеризует диагностику в управлении материальными потоками. В этом случае диагностика направлена на установление и изучение признаков, оценку внутреннего состояния управления материальными потоками и выявление проблем эффективного функционирования и развития системы управления, а также формирования путей их решения.
С технической точки зрения диагностика позволяет выявить проблемы, обусловленные структурой логистической системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с внешней средой. С экономической стороны диагностика фиксирует отклонения от нормы параметров, определяющих эффективное функционирование производственно-сбытовой системы.
Диагностика, используя результаты оперативного анализа состояния управляемой системы и ее среды, служит для обоснования решений по организации и регулированию материальных потоков, а также дает информацию для планирования развития логистической системы. Анализ является первой стадией диагностического исследования и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения развития системы управления материальными потоками, выявить причины сбоев в управлении и условия их устранения.
Диагностика позволяет решить следующий комплекс задач:
Установить состояние системы управления материальными потоками, его соответствие или несоответствие нормам, определяющимся потребностями практической деятельности;
Выделить логические схемы “причина-следствие”, объясняющие зависимость эффективности логистической системы от качественно-количественного состава ее элементов и структуры, а также состояния среды, в которой функционирует предприятие;
Систематизировать и описать причины, вызывающие нарушения в системе управления материальными потоками;
Определить возможные состояния данной системы исходя из сложившейся и перспективной структуры связей ее элементов;
Оценить возможные последствия управленческих решений с точки зрения эффективности системы в целом.
Принципы диагностических исследований. Основой организации диагностических исследований должны служить принципы, реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности проводимых работ. К их числу относятся принцип ключевого звена, системности, причинно-следственного соответствия.
Принцип ключевого звена. Система управления материальными потоками относится к числу сложных систем. Организационные и экономические процессы, протекающие в ней формируются под влиянием множества факторов. Учесть и исследовать их все практически невозможно, необходимо выбрать из них решающие, наиболее существенные.
Выделение ключевых проблем и основных причин, обуславливающих проблемную ситуацию составляет один из принципов диагностического исследования. Данный принцип достигается путем декомпозиции функций и целей логистической системы, классификации проблем, определения приоритетности отдельных факторов при оценке проблем.
Принцип системности. Системность в диагностическом исследовании означает всестороннее и взаимосвязанное изучение проблем управляющей системы и выявление всех последствий и взаимосвязи каждого частного решения проблемы. В соответствии с данным принципом программа совершенствования системы управления материальными потоками и включение в нее мероприятий по устранению отдельных частных проблем должна оцениваться с точки зрения эффективности функционирования всей системы управления материальными потоками как единого целого, с тем, чтобы исключить возможность неожиданных и непредвиденных последствий.
Принцип причинно-следственного соответствия . Одним из требований к диагностике является познание причин возникновения нарушений в системе и отклонений от нормы ее параметров.
Симптомы проблем и их причины не всегда и не обязательно совпадают. Так, общий симптом типа несвоевременное и некомплектное обеспечение производства качественными материалами может быть обусловлен многими факторами, например, финансовыми затруднениями, нарушением маршрутов перевозок, изменениями в технологии и др. Поэтому необходим причинно-следственный анализ. Диагностика призвана расчленить объект в статике и пространственно-временном разрезе, выделить причинно-следственные связи и определить их целенаправленность.
Исследование причин нарушений нормального состояния системы управления, как способ решения возникающих проблем, при котором внимание аналитика сосредотачивается на изучении причинно-следственных связей, составляет необходимое условие результативности диагностического исследования и определяется как принцип причинно-следственного соответствия.
Экспресс диагностика и выявление признаков проблемы. Формулирование и диагноз проблемы Выбор вариантов решения проблемы
Процесс диагностики предусматривает выявление проблем (причин отклонений от нормального состояния системы) и определение путей их разрешения в соответствии с требованиями среды.
Основными фазами данного процесса являются:
Экспресс диагностика и выявление признаков проблем;
Формулирование и диагноз проблемы;
Выбор вариантов решения проблемы;
Реализация решений.
Экспресс диагностика и выявление признаков проблемы. Начальным этапом проведения любого диагностического исследования является установление целей, структуры и границ исследуемого объекта, т.е. его характеристика. Для того чтобы описать систему управления материальными потоками и дать ее обобщенную характеристику, необходимо выделить существенные признаки, позволяющие определить ее как часть системы более высокого порядка. К числу таких признаков относятся:
1) обособленность – характеризует распределение задач и функций управления материальными потоками между подразделениями предприятия;
2) открытость указывает на связанность логистической системы с внешней средой, ее ориентацию на поиск возможностей решения возникающих проблем во внешней среде;
3) стабильность или изменяемость состояния и поведения логистической системы во времени – характеризует наличие механизма адаптации к требованиям среды;
4) характер структуры системы управления материальными потоками указывает на степень ее сложности, формализации и централизации;
5) вид структуры – характеризует особенности пространственного состояния и преобладающего механизма координации деятельности, например, линейная или функциональная структура.
Оценка внутреннего состояния системы управления материальными потоками служит основой выявления признаков проблем.
В общепринятом понимании проблема определяет ситуацию, при которой имеет место расхождение между желаемым и действительным состоянием объекта. О наличии проблемной ситуации можно судить по внешним и внутренним состояниям системы и ее внешнего окружения.
Внешние признаки характеризуют ситуацию, связанную с возможностью повышения эффективности логистической системы вследствие происшедших прогрессивных изменений во внешней среде, на которые у нее нет готовых рецептов. В качестве таких признаков может служить появление новых технологий и материалов, более эффективных средств транспортировки, новых источников сбыта и баз снабжения.
Внутренние признаки определяют ситуацию, при которой реализуемые логистической системой решения не дают ожидаемого результата, что находит отражение в низкой эффективности принятой схемы управления материальными потоками (не выполняются сроки поставок, не обеспечивается необходимое качество материалов; отсутствует контроль за уровнем запасов, имеют место задержки в принятии решений и т.д.).
Проблемой управления материальными потоками является такое состояние системы, изменение которого в следствие нестандартной ситуации или отсутствия необходимых для этого предпосылок невозможно известными способами.
Существование проблем управления материальными потоками устанавливается посредством сбора и обработки информации. Оценка состояния материальных потоков осуществляется с помощью системы показателей, отражающей особенности управления материальными потоками на отдельных стадиях товародвижения, в процессе транспортировки и складирования материалов.
По каждой из подсистем управления материальными потоками выделяются следующие группы показателей: целевые; структурные; экономичности и качества.
Пример 1.
Показатели оценки состояния материальных потоков
(стадия закупки материалов)
1. Целевые показатели
1.1. Надежность системы закупок
1.2. Удельный вес удовлетворенных потребностей
1.3. Обеспеченность потребности в материалах
2. Структурные показатели
2.1. Количество работников, участвующих в процессе снабжения
2.2. Структура заказов
2.3. Объемы закупаемых ресурсов
3. Показатели экономичности и качества
3.1. Затраты на поставку одной условной единицы поставляемой продукции
3.2. Количество поставок, имеющих какие-либо отклонения к общему числу поставок
3.3. Время поставок
Результатом данного этапа диагностики служит перечень функций и процессов управления, по которым наблюдаются отклонения между фактической и ожидаемой отдачей решений, а также возможных состояний среды, для реакции на которые система не имеет готовой программы действий.
Формулирование и диагноз проблемы. Данный этап предполагает редукцию проблем, их анализ и постановку диагноза.
Редукция или упрощение проблемы достигается в процессе анализа создавшегося положения (проблемной ситуации) и имеет целью свести проблему к задаче развития и (или) совершенствования системы управления материальными потоками.
Анализ сложившейся ситуации сводится к поиску ключевых причин проблемной ситуации. Первой фазой в диагностировании сложной проблемы является осознание симптомов проблем. В качестве симптомов служат характеристики поведения или функционирования системы.
О наличии того или иного симптома можно судить по отклонениям от нормального протекания процессов в логистической системе или ее окружении.
Пример 2.
Симптомы и причины неудовлетворительного состояния управления материальными потоками на этапе распределения готовой продукции:
1. Выбор нерациональных способов доставки продукции.
2. Разбросанность конечных пунктов транспортировки.
3. Недостатки и ошибки в планировании процесса распределения.
4. Недооценка возможностей маркетинга при планировании процесса реализации.
5. Отсутствие или недостаточность контроля запасов готовой продукции (излишние запасы или их нехватка).
6. Недостатки в регулировании процессов доставки продукции.
7. Недостаточные контакты и связи предприятия с потребителями.
8. Несогласованность планов и графиков доставки продукции потребителям.
Анализ симптомов проблем производителя в двух направлениях:
По составляющим системы управления материальными потоками: организация управления, управление ходом и сроками выполнения производственных заказов, управление материальным обеспечением производства, управление запасами, управление поставками готовой продукции;
По этапам управленческого цикла: организация, планирование, контроль и регулирование, координация действий.
В процессе диагностики осуществляется селекция причин и выделяются те их них, которые достаточно значимы, и те, которые играют несущественную роль.
По результатам анализа симптомов причин устанавливается диагноз проблемы. Диагноз содержит указания об основных направлениях желаемых изменений и области их действия.
Выбор вариантов решения проблемы. Систематизация данных, характеризующих фактическое состояние системы управления материальными потоками, и симптомов причин проблемной ситуации позволяет спланировать варианты решения проблемы.
Выбор оптимального варианта производится в четыре этапа. На первом устанавливается возможность полного или частичного решения проблемы, на втором формируются варианты решений, на третьем предложенные варианты сравниваются между собой и оцениваются с точки зрения выбранных критериев, наконец, на четвертом этапе выбирается вариант решения проблемы и осуществляется проверка полученного результата.
Результат решения на каждом этапе может иметь два значения, определяющих дальнейший ход исследования. По завершению первого этапа решения проблемы возможен один из двух вариантов действий: подготовка частичного решения или проведение проверки полного решения проблемы. Каждая из этих работ, в свою очередь, может привести и к положительным, и к отрицательным результатам. Так, если полное решение невозможно, ветвь с отрицательным результатом ведет к частичному решению, а ветвь с положительным результатом к выбору варианта полного решения проблемы. При проверке принятого решения отрицательный вариант указывает на поиск новых гипотез и предполагает повторное формулирование проблемы. При положительном ответе решение является окончательным и возможен переход к его внедрению.