государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. По культу и организационным принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой А. Ц. является король, который назначает епископов. Примас (почетный титул главнейшего епископа) А. Ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму, низкая - близкая к пуританизму, и широкая - которая является в А. Ц. господствующим направлением, стремящимся объединить всех христиан. Существуют также формально отделенные А. Ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии - всего в 16 странах. Активно участвует в экуменическом движении, объединяющем сторонников объединения христианских конфессий. Одно из направлений в А. Ц. - англокатолицизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Англиканская церковь

Церковь Англии

(Church of England) - господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II.

Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим англиканство часто рассматривается в русле протестантизма), но в то же время сами англикане рассматривают А.Ц. как преемницу Ecclesia Anglicana, древнеангл. Церкви, основанной Августином Кентерберийским. Основные догм. тезисы А.Ц. впервые появились в Book of Common Prayer (Книге общих молитв), вышедшей в 1549 (пересматривалась и дополнялась в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928).

В правление Елизаветы I (1558–1603) был выработан богосл. компромисс между католически и протестантски ориентированными течениями в А.Ц.: в 1571 Парламент принял 39 статей, представлявших собой своеобразный сплав идей лютеранства и кальвинизма с катол. догматикой, тогда же прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах.

Осн. течения внутри А.Ц. определились в кон. XVII в. Они получили названия: «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь» (Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church). «Высокая Церковь» была сформирована представителями англиканской церк. иерархии, отстаивавшими такие особенности А.Ц., как гос. характер, абсолютную супрематию короны, епископальную структуру, непосредственную преемственность от ср.-век. Церкви. В противоположность «Высокой Церкви», в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму; это название было связано с «незначительной» ролью, отводившейся катол. наследию в А.Ц.

«Широкая Церковь» восходит к течению в А.Ц. конца XVII в. под названием латитудинаризм (от лат. latitudo - широта). англ. латитудинарии признавали единство христ. Церкви, считая межконфессиональные различия несущественными. Они с безразличием относились к спорам по доктринальным вопросам, организации Церкви и литург. практике, занимая в сфере богословия нейтральную позицию. В англиканстве они желали примирения протест., катол. и собственно англиканских элементов, выступая за диалог с нонконформистами.

В 1830-х, в противоположность либеральному направлению, в А.Ц. образовалось прокатолическое Оксфордское движение (англокатолицизм), выступавшее за сближение с Католической Церковью. Результатом литург. реформы в А.Ц. в XX в. стало создание нового Служебника (Alternative Service Book), вышедшего в 1979 и одобренного Парламентом в 1980.

Осн. тезисы учения А.Ц. не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему основаны на принципах 39 статей: признании учения о Троице, о Боговоплощении, о страдании, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, о Его вознесении и Втором пришествии, о богодухновенности книг ВЗ и НЗ, о богоустановленности таинства крещения; отрицании чистилища и индульгенций; причащении мирян под двумя видами; отмене целибата, отрицании папской власти; признании учения об исхождении Св. Духа и от Бога Сына (Filioque), о достаточности Св. Писания для спасения, о первородном грехе, об оправдании верой в искупительную жертву Иисуса Христа, о значении добрых дел как «плодов веры», но не средств спасения, о небезошибочности Вселенских соборов (кроме первых четырех); отрицании почитания икон и мощей, молитвенного призывания святых, евхарист. пресуществления, жертвенного значения Евхаристии. Украшение алтарей и облачения священников в А.Ц. напоминают католические. Взгляд А.Ц. на священство ближе к католическому, чем к протестантскому.

Структурно А.Ц. состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа: еп. Кентерберийский, примас Англии - для Юж. провинции и еп. Йоркский - для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии: 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на о-вах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Главой А.Ц. является король (или королева) Великобритании, сохранивший ср.-век. звание «Защитника Веры» (Defensor Fidei), ему же принадлежит право назначения (по рекомендации премьер-министра) архиепископов, епископов и деканов кафедр. соборов. Епископы занимают высокое положение в англ. об-ве: архиеп. Кентерберийский является первым лордом Соединенного Королевства, 24 старших епископа заседают в Палате лордов англ. Парламента. Среди низшего духовенства сохраняются ср.-век. названия должностей: ректор, декан, викарий и др. С 1867 раз в 10 лет архиеп. Кентерберийский собирает в Ламбетском дворце всеангликанскую конференцию. Ламбетские конференции являются консультативным органом, решения которого не имеют обязательной силы до тех пор, пока Свящ. Синод А.Ц. не примет их законодательным путем. А.Ц. - одна из гос. Церквей Соединенного Королевства, наряду с Пресвитерианской Церковью Шотландии. А.Ц. принадлежат крупные землевладения, недвижимость, капитал, которыми распоряжается правительственная комиссия.

А.Ц. - член Англиканского сообщества (Anglican Communion), объединяющего 37 Церквей и 8 церк. общин из 161 страны: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальную Церковь Шотландии, Церковь Ирландии, Епископальную Церковь в США, Лузитанскую Церковь в Португалии, Реформированную епископальную Церковь Испании, а также Сирийскую Церковь апостола Фомы, Филиппинскую независимую Церковь и др. Единство Церквей, входящих в Англиканское сообщество, основывается на признании Св. Писания ВЗ и НЗ как Богооткровенного слова, Никейского символа веры как достаточного исповедания христ. веры, двух таинств - крещения и Евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения).

А.Ц. принимает активное участие в экумен. движении, она внесла значительный вклад в организацию и деятельность Всемирного совета Церквей и др. экумен. организаций. Вплоть до кон. XIX в. отношения А.Ц. с Католической Церковью оставались достаточно напряженными. С 1889 президент Английского Церковного Союза виконт Галифакс совместно с катол. свящ. Ф. Порталем и Л. Дюшеном начал частные консультации по вопросу о признании действительности англиканского священства. В 1895 для рассмотрения этой проблемы Папа Лев XIII назначил особую комиссию, которая вынесла отрицательное решение. 13.09.1896 Папа Лев XIII опубликовал буллу Apostolicae curae, в которой признал все епископские поставления А.Ц. незаконными и не имеющими правовой силы. Это вызвало встречную полемику в англиканской среде и повлекло за собой новое обострение отношений. В 1921 виконт Галифакс при поддержке кард. Мерсье и свящ. Ф. Порталя возобновил попытки установления диалога с Католической Церковью. Англикано-католические встречи, не имевшие офиц. статуса и получившие название «Малинских бесед», были прекращены со смертью кард. Мерсье (1926). В 1932 было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и А.Ц., важном для англикан в силу полемики об апост. преемстве англ. епископата.

Диалог А.Ц. с Римом возобновился со встречи архиеп. Кентерберийского Г. Фишера и Папы Иоанна XXIII в Риме в 1960 и с последовавшим вслед за этим прибытием наблюдателей от А.Ц. на II Ватиканский собор. В марте 1966 архиеп. Кентерберийский М. Рамси встретился с Папой Павлом VI; это событие считается началом офиц. контактов. В 1968 был обнародован первый документ англикано-катол. диалога - Мальтийский доклад; в 1970 Консультативный комитет Англиканского сообщества и Папский секретариат по содействию единству христиан создали совместную организацию - Англикано-Римско-Католическую международную комиссию (Anglican-Roman-Catholic International Commission, ARCIC I), принявшую ряд документов. После встречи архиеп. Кентерберийского Р. Ранси с Папой Иоанном Павлом II в Кентербери (1982) начала работу вторая комиссия (ARCIC II), развивающая диалог под общим названием Возрастание в общении. В ходе рим. встречи 1992 архиеп. Кентерберийского Г.Л. Кэри с Папой Иоанном Павлом II была подписана общая Декларация единства; однако принятое в том же самом году решение Генерального синода А.Ц. о возможности женского священства и последовавшее рукоположение в свящ. 32 женщин в соборе Бристоля в 1994 создало новые препятствия в ходе двустороннего диалога.

В 1997 в составе Англиканского сообщества насчитывалось ок. 400 епископов, из которых 110 - на терр. Соединенного Королевства, 11 тыс. священнослужителей (в Великобритании), ок. 70 млн. верующих (ок. 26 млн. - в Великобритании).

Лит-ра: Anglicanism. L., 1935; The Oxford Dictionary of Christian Church. Ox., l977, p. 57–58, 290–293; Aveling J.C.H. et al. Rome and the Anglicans: Historical and Doctrinal Aspects of Anglican-Roman-Catholic Relations. B.–NY., 1982; The Study of Anglicanism. L.–Minneapolis, 1988; The Anglican Tradition. L., 1991; Church of England Year Book, 1999. L., 1999.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Англика́нство - одно из направлений христианства , появившееся в ходе английской Реформации . Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии , либо объединены с ней общими богословием , богослужением и церковной структурой . Термин «англиканство» восходит к латинской фразе «ecclesia anglicana», первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами . Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество , которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях , традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви . Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства , окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма , однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер , Джон Нокс , Жан Кальвин , Ульрих Цвингли или Джон Уэсли . Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве. В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм , либеральные христиане и англо-католицизм .

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер - «средний путь» (лат. via media ), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии , стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общественного богослужения» (англ. The Book of Common Prayer ), которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer - литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Англиканство

    ✪ Королевская Реформация в Англии (рус.) Новая история.

    ✪ HS203 Rus 13. Реформация в Англии. Пуританизм. Сепаратизм.

    ✪ История мировых религий. Часть 18. Христианство. Леонид Мацих.

    ✪ 030. Айзек Азимов и чпоки-чпоки американской аристократии

    Субтитры

Терминология

Слово «Англиканство» (Anglicanism) - это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма , независимо от их подчиненности Британской короне .

Слово «англиканский» (Anglican) восходит к латинскому термину «ecclesia anglicana», относящемуся к 1246 году и означающему в дословном переводе со средневековой латыни «Английская Церковь». Употребленное в качестве прилагательного, слово «англиканский» используется для описания людей, институтов и Церквей, а также литургических традиций и теологических концептов, разработанных Церковью Англии . Как существительное, «англиканин» - член Церкви, входящей в Англиканское Сообщество . Этот термин также используется раскольниками, которые вышли из состава Сообщества или возникли вне него, хотя само Англиканское Сообщество считает подобное употребление некорректным. Однако большинство отколовшихся сохраняет англиканское учение в более консервативной форме, чем некоторые члены Сообщества.

И хотя первые упоминания термина «англиканский» в отношении Церкви Англии относятся к XVI веку, широкоупотребительным он стал лишь в во второй половине XIX века. В законодательных документах Британского парламента, касающихся английской государственной Церкви (the English Established Church), она описывается как Протестантская Епископальная Церковь (the Protestant Episcopal Church), отличная тем самым от Протестантской Пресвитерианской Церкви (the Protestant Presbyterian Church), обладающей государственным статусом на территории Шотландии. Последователи «высокой церкви», которые выступали против использования термина «протестантская», поддерживали употребление термина «Реформированная Епископальная Церковь». Поэтому слово «Епископальная» более употребительно в названии Епископальной церкви США (провинции Англиканского Сообщества) и Шотландской епископальной церкви . Вне Британских островов, однако, предпочтение отдается термину «Англиканская Церковь», так как он позволяет четко отделить эти Церкви от всех других Церквей, которые считают себя епископальными, то есть чья форма управления представляет собой епископальную структуру. В то же время Церковь Ирландии и Церковь Уэльса продолжают использовать данный термин, но с ограничениями.

Определение Англиканства

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму , однако официально церковь именует себя католической . Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях , традициях Апостольской Церкви , историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии , называемой также Святым Причастием , Господней Трапезой (the Lord’s Supper) или Мессой. Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере . В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения , представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Своё название - Книга общественного богослужения - она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

История

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей »). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

В конце XVII - начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления:«Высокая церковь », которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь », евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь , однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Вероучение

Основные принципы

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (the Book of Common Prayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы - закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский , . Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Роль, которую Книга общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 - «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:

«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers) и Соборов Церкви (Councils of the Church), которое соответствует Святым Писаниям.

Эта доктрина обнаруживается в 39 статьях Англиканского Вероисповедания (The Thiry-Nine Articles of Religion), Книге общественного богослужения и Ординале.»

Канон С15 («Of the Declaration of Assent») содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах Веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion), Книгу общественного богослужения (The Book of Common Prayer) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.»

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них - помимо Кранмера - был клирик и теолог Ричард Хукер (март 1554 - 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

И, наконец, распространение англиканства среди народов неанглийской культуры, растущие разнообразие молитвенников и интерес к экуменическому диалогу привели к дальнейшей рефлексии о характерных чертах англиканской идентичности. Многие англикане рассматривают Чикаго-Ламбетский Квадрилатерал (the Chicago-Lambeth Quadrilateral) 1888 года как «sine qua non» идентичности Англиканского Сообщества..

Англиканская церковь, английская церковь с момента утверждения в ней Реформации. Церковные преобразования в Англии и при самом их начале и в их последующем течении имели важные особенности. Обособленность островной жизни сказалась сильно и здесь, как и на политическом развитии страны. Реформация в Англии, как и везде, стремилась к свержению гнета средневекового католицизма. Этот гнет проявлялся не только в религиозной жизни, но и в других областях. Давление церкви испытывала и государственная жизнь вообще, и хозяйственная и культурная в частности. Английская корона начала ссориться с папством очень рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между вождями католицизма и государями Англии уже в 12 в. Кларендонские постановления (1164) показывают ясно, чего добивались английские короли и чего не хотели уступить папы. Усилия королевской власти сначала не имели успеха, в этой борьбе она в 12 в. была почти одинока. Процесс слияния побежденных англосаксов и победителей норманнов еще не закончился, и это лишало корону поддержки нации. Но уже 13 в. дает иные результаты. Вместо англосаксонцев и норманнов выступает на сцену единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. В первых рядах протестующих в это время вдет духовенство: оно заявляет, что владетели английских бенефиций иностранцы, присылаемые папой, получают дохода больше, чем корона. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить постыдной дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае не должны быть терпимы. Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов. Могучую поддержку королю дает теперь парламент. С 15 в. энергия слабеет; раздражение становится слабее. Но все?проклятые статуты¦ уцелели несмотря на старания пап добиться их отмены и дают готовые хартии для оправдания последнего удара папству. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.

Что касается духовенства, то иногда оно по-прежнему возвышало голос против римских владык; но это были сравнительно редкие вспышки, в основе которых лежали чрезмерные поборы пап, требовавших иногда половину доходов своих подчиненных. В общем, для духовенства зависимость от далекого и безобидного Рима была предпочтительней опеке светской власти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросались в глаза монахи. На соборе 1437 г. в столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в 16 в. было таково, что сторонники преобразований могли делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.

Для Реформации, однако, всего этого было мало. Недостаточно было возмущаться поведением иерархии и монашества, восставать против недостойного пользования церковными богатствами. Нужно было отыскать новые начала и противопоставить отживавшим формам церковной жизни другие, из тех начал выведенные. Нужно было, одним словом, новое богословие. С этой стороны дело в Англии обстояло слабо. В сущности нельзя указать почти ничего, кроме дела Уиклифа (1324-84) и лоллардов, вплоть до 16 в. Работа Уиклифа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением (1305-77) пап. Папы в Англии считались орудием в руках врагов-французов. Отсюда возбуждение против них, вызывающее боевые статуты правления Эдуарда III. Уиклиф выступает под давлением этого общего возбуждения. Сначала он говорит, как все: обличает папство и его систему и только. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа это человек греха (2 Фее. 2: 3); преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Он последовательно договаривается до признания, что Св. Писание есть единственный источник религиозного знания: oinnis veritas est in scriptura vel implicite vel explicite [всякая истина явно или прикровенно содержится в Писании]. Отсюда его главная работа перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал орден лиц, названных им?бедными священниками¦, и послал их звать людей к добрым делам. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.

Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в 16 в., в эпоху Лютера, с континента. Но они не успели произвести здесь пожара. Народные массы нужно было ко многому приучать и от многого отучать сверху. Это сказалось на последующей истории А. ц. Она полна поворотами и переменами, приливами и отливами. Чрезвычайно характерна уже позиция первого короля-реформатора Генриха VIII (1509-47). При энергичной поддержке нации Генрих свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, остается до конца добрым католиком и даже полемизирует с Лютером. С 1527 начинается дело о разводе Генриха с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает короля. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. Король и нация идут к разрыву дружно и одновременно. Участники этих событий не подозревали ближайших результатов, которые дала Реформация. Они старались освободиться только от лично тяжелых для них проявлений папской власти. Но для уничтожения этих проявлений они неизбежно должны были расшатывать самые принципы, на которых покоилась папская власть, и создавать формы жизни, не только замещавшие свергнутое земное иго папства, но вытеснявшие и его духовный авторитет.

Первые попытки были робки; но и в них уже предуказывалось наступающее разрушение. Они были направлены к пресечению злоупотреблений в области суда и против поборов. В 1530 было запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-33 высказывает то же в решительной форме. Но, смиряя папу, нельзя было не трогать и духовенство. В мае 1532 король получает в руки instrumentum super submissionem cleri [акт, направленный на подчинение духовенства]. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру и оскорбительные для короля отмене. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил супрематию короля как?единственного верховного земного главы английской церкви¦. В 1535 Томас Кромвель назначается vicarius generalis in ecclesiasticis [генеральный викарий в церковных делах ]. Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением Рима. Статут 23го года царствования (1531-32) отменяет аннаты крупные суммы, уплачиваемые новопосвящаемыми прелатами. Суммы эти часто добывались путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25го года (1533-34) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. Отрицание папской власти неизбежно переходило и в теорию. В 1534 университет решил, что Св. Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. За богослужением начинает возноситься молитва об освобождении ab episcopi Romani fyrannyde et detestandis enormitatibus . Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей переходит к королю. Он же получает аннаты и десятины.

Наконец, принялись за монастыри. Здесь особую ревность и искусство проявил Кромвель генеральный викарий короля по делам церковным. В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте. Он вызвал клики "долой монахов¦ и билль об уничтожении малых монастырей. Вся движимость их и драгоценности поступали в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Своим усердием в пользу Рима оно покупало обеспеченную жизнь и слабый надзор. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет.

Но насколько король и страна при Генрихе VIII энергично боролись с папскою властью, настолько нерешительными оказались они в вопросах догмы и обряда. Попытки немецких протестантов привлечь Генриха на свою сторону оказались напрасными. В 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п. Однако трудно было уберечь страну от вероисповедных споров в пору общего брожения. Увлечение с континента перебросилось и в Англию. Результатом столкновения новых идей с религиозной косностью народа явилась здесь первая вероисповедная формула, нашедшая выражение в т.н. десяти членах веры 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители стараются выдержать средний путь. Они признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трех символов и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трех таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется?наставление христианина¦, прозванное?епископской книгой¦. О многих предметах оно говорит подробнее, но основной тон его такой же, как и десяти членов. В 1539 принимается?кровавый статут¦, в шести членах затрагивающий спорные вопросы и разрешающий их в краткой, властной форме. Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. Была сделана еще попытка добиться единения. В 1543 было обнародовано?учение, необходимое для каждого христианина¦, получившее название?королевской книги¦. В некоторых отношениях эта книга возвращается к умеренным воззрениям?книги епископской¦, но иногда делает шаг в сторону католицизма, напр. решительно допуская пресуществление. В этих колебаниях нельзя видеть только отражение личной нерешительности и непоследовательности короля. Генриху, очевидно, приходилось лавировать между двух сильных враждующих партий. Восстание, поднятое католиками в 1534 на севере Англии, было очень убедительным аргументом против поспешных вероисповедных нововведений. Оно было подавлено и залито кровью, но впечатление от него было внушительным. С другой стороны, нерешительность правительства восстанавливала против него последовательных протестантов.

Генрих сошел со сцены, оставив дела в неопределенном положении. Все старые авторитеты были разбиты, а с ними рушились учреждения и воззрения. Сын Генриха Эдуард VI (1547-53) энергично двинул вперед преобразование догматики и богослужения. Руководивший молодым королем герцог Сомерсет выписал в 1547 выдающихся протестантских богословов Мартина Буцера и Петра Мартира для защиты и распространения идей Реформации. С их помощью были, наконец, сформулированы все изменения в догматах и обрядах, завершавшие Реформацию. В 1549 была выпущена?Книга общественного богослужения¦ (?Book of Common Prayer¦). Эта?Книга¦, пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь является в А. ц. служебником, в который введена и догматика. Появление?Книги¦ не остановило споров: догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году 42 члена articuli. Вот содержание некоторых из них. Учение Св. Писания достаточно для спасения. Три символа Никейский, Афанасиев и Апостольский должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Св. Писания. Учение о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только важнейшие: крещение и вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказано из Св. Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными. В основе этих членов лежит Аугсбургское исповедание.

Обнародование?Book of Common Prayer¦ и 42 членов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Реформу приходилось вводить оружием. Преобразования шли слишком быстро, чтобы народ мог успевать за ними. Отсюда возможность правления Марии, дочери Генриха от обиженной Катарины. Мария (1553-58), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли кровавые репрессии против протестантов. В 1556 сожжен в сподвижник Генриха Крамер. Но преследования не привели к торжеству католицизма: напротив, они теснее сплотили реформаторов и заставили многих сознательно примкнуть к исповеданию 42 членов. Елизавета (1558-1603) выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и домогательствами католиков. Пересмотренная?Book of Common Prayer¦ была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру 42 члена и утверждены парламентом в 1571 в виде 39 членов. Образовался своеобразный сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма. Очень ясно здесь выражены также идеи антикатолические отрицание папства, пресуществления, монашества, почитания мощей, икон и т.п. Все остальное умышленно облечено в такую форму, которая не могла вызывать решительных нападок со стороны борющихся партий. Составители 39 членов преследовали одну цель добиться церковного мира и вводили все, что могло удовлетворить большинство с его часто противоречивыми запросами.

В 17 в. английская Реформация переходит в революцию, и протестантизм получает в стране окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось высшим духовенством. Раньше оно, опираясь на папу, энергично боролось с притязаниями королей. Теперь епископы, сделавшись королевскими чиновниками, свое привычное отношение к папе перенесли на короля и стали проповедовать теории, шедшие вразрез с конституционной действительностью. При Иакове I (1603-25) и Карле I (1625-49) мы видим нескончаемые препирательства между короной и парламентом по налоговым вопросам. Нация держит кошелек туго завязанным. И главная причина этой несговорчивости усиление возвратного движения в церковной области. Католицизм как господство папы был низвергнут в Англии легко и бесповоротно. Но католицизм в смысле привычек к украшенным храмам, величественным алтарям, пышным облачениям и смиренным коленопреклонениям был жив. Воскрешение обрядов, действующих на верующих, было теперь главным занятием епископов. Между тем обряды церковные суть именно символы; восстановление их вызывало у народа мысль о восстановлении католичества тем более, что настоящие католики при Карле I пользовались всякими послаблениями вопреки требованию народных представителей. Король издал декларацию, в которой заявил, что его долг не допускать, чтобы возбуждались излишние вопросы, способные только поддерживать смуту в церкви и в государстве. Архиепископ Кентерберийский Лоуд без послаблений проводил законы против диссидентов и вводил полное единообразие церковных обрядов и уставов.

Не встречая соответствующего отпора, хотя парламент и волновался, король и архиепископ задумали ту же систему перенести в Шотландию, где строй церкви был пресвитерианским и демократическим. Попытка Карла I и Лоуда ввести в Шотландии настоящую епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений. Распущенный, он уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Кальвинизм и защита прав народного представительства слились воедино. Условия проведения Реформации на острове требовали протестантизма особого рода, который, пренебрегая умозрением, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, обрекает душу на непрерывную борьбу, предписывает воздержание, воспитывает моралистов, работников и граждан. Пуритане, индепенденты и другие ответвления протестантизма объединялись идеей царства святых; догматические разногласия отодвигались на задний план и главное значение придавалось суровым моральным требованиям. С такими массами парламент был бессилен справиться. Духовный вождь Кромвель становится главою государства. Дело Кромвеля рухнуло в момент его смерти, но оставило великие результаты: свобода совести стала в Англии прочным достоянием масс; с некоторыми ограничениями она была закреплена законом (1689).

Со вступлением на престол Вильгельма III (16881702) партии пуритан и индепендентов становятся мирными; их остатки превращаются в спокойных и лояльных диссентеров. Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение. Но сфера ее влияния постепенно суживается. В мае 1689 акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленная диссентерам, состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Это давало А. ц. вид единства. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. Да и с такими ограничениями терпимостью пользовались сначала только просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры. На католиков терпимость не распространялась. Значительный удар А. ц. был нанесен актом 1707, объединившим Англию и Шотландию в единую В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1779 диссентерам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под 39 членами от их духовенства стали требовать заявления перед мировым судьей, что они христиане, протестанты, признают Св. Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его как правило веры. Им также даровано было право открывать свои школы. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 диссентеры протестанты и католики были допущены на государственную службу, причем от первых требовалось клятвенное обещание не чинить ущерба господствующей церкви и ее духовенству, а от вторых верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона. В 1836 и 1837 были изданы важные акты, затрагивающие семейную жизнь диссентеров. Города и общины были разделены на округа с особыми чиновниками, которые занимались регистрацией рождений, браков и случаев смерти среди диссентеров. Законное венчание можно было совершать в помещениях, которые в течение года предназначались для богослужения и были зарегистрированы; необходимо было только, чтобы жених или невеста жили в округе не менее 8 дней. Признавались законными также и гражданские браки, заключенные в квартире чиновника-регистратора. Раньше диссентеры должны были венчаться в крестить своих детей в господствующей церкви, чтобы получить право на запись в метрические книги; теперь в этих отношениях они стали свободны. В 1868 диссентеры были освобождены от налога в пользу А. ц. Наконец, в 1871 для диссентеров были открыты университеты и отменено требование подписывать 39 членов. [... ]

Уже с конца 17 в. в англиканстве обозначились церкви: высокая High church, низкая low church и широкая broad church. Высокоцерковники это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства: государственный характер церкви, супрематию короны, привилегии членов церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и древней церковью в богослужении и организации. Это англиканство в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце 17 в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви. Низкоцерковники с конца 17 в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах заполнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике она сливалась с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. Они требовали равноправия для диссентеров и склонны были в Библии видеть единственный источник христианства. По мере того как исключительные привилегии епископальной церкви сокращались, а положение диссентеров улучшалось, очертания low church сглаживались. Она уменьшилась численно и со второй четверти 19 в. заметно растворилась в партии широкоцерковников broad church party, начало которой восходит ко времени появления высоко и низкоцерковников. Первоначально эта партия была представлена латитудинаризмом (latitudtnarisinus). Ее родоначальником может быть назван епископ Бёрнет (Burnet; конец 17 в.). Роль латитудинаризма примирительная; его точка зрения отличается широтой, доходящей иноща до индифферентизма. [...]

По своему строю А. ц. является епископальной. Во главе ее стоят два архиепископа Кентерберийский, примас Англии, и Йоркский, и 32 епископа. [... ]. Формально они избираются духовенством, но в действительности назначение их на кафедры находится в руках короны, т.е. министерства. С внешней стороны положение англиканской иерархии оставляет желать немногого. Примас Кентерберийский первый лорд королевства. В верхнюю палату входят также архиепископ Йоркский и 24 епископа. [...] В положении низшего духовенства Англии сохранилось очень много характерных остатков средневековья. Священники носят названия: rector, vicar, incumbent. Rector ecclesiae священник называется тогда, когда он получает доходы и десятину самостоятельно. Но так как в средние века приходские места часто зависели или от монастырей или от частных лиц, то ректорами приходов были именно они; священник же отправлял свои обязанности на положении vicarius за часть доходов. Право патроната принадлежит многим епископам, корпорациям, отдельным мирянам. Оно подлежит наследственной передаче и отчуждению. [...] Если патрон не заботится о замещении вакансии в течение 6 месяцев, то право назначения переходит к епископу. Если епископ отказывается допустить представленного кандидата, то патрон переносит дело в митрополичий провинциальный суд Arches Court. Духовенство обычно вербуется из лиц с университетским образованием, окончивших притом богословский колледж. Это дает клирикам возможность говорить с миром на языке мира. Отсюда близость их к пастве и влиятельность. Разносторонне образованные, они способны входить во все интересы пасомых. Может быть, именно поэтому в Англии возможны такие факты, что епископ пишет лучшую историю английской конституции (классическая работа Stubbs"a), а премьер-министры упражняются в богословских опытах (работа Гладстона о папстве и учебник основного богословия Бальфура).

Более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения - "высокое", тяготеющее к католицизму , и "низкое", протестантское . Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера . Тогдашний папа даже наградил его титулом "Вернейшего чада Апостольского Престола".однако это "верное чадо" хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился - у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство . Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище . Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ .

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque , но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали "житиями святых". Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью . Основные регионы распространения англиканства - это прежде всего Северная Америка , Австралия , Новая Зеландия , Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции . На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

Она была образована в 1536 королем Генрихом VIII. Монарх, давно стремившийся положить конец независимости страны от римских пап, объявил себя при поддержке парламента главой Церкви и конфисковал монастырские земли. Англиканская церковь является в Англии государственной. При Эдуарде VI Кранмером была составлена «Книга общественного богослужения» (1549), сочетавшая в догматике и культуре протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «39 статьях» (1571) вероучение было несколько приближено к кальвинизму. Англиканская церковь, ставшая важной опорой абсолютизма, была упразднена Английской революцией 17 века; после реставрации Стюартов (1660) восстановлена. Главой Англиканской церкви является король (королева); глава государства фактически назначает епископов. Церковные статуты подлежат утверждению парламентом. Расходы по содержанию церкви в большей мере несет государство. Кроме Англиканской церкви Англии, имеются самостоятельные англиканские (Епископальные) церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах. Англиканская церковь в России ведет свое начало с 16в. В 1827 в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 на ее месте был возведен собор Святого Андрея, существующий поныне, в 1992 зарегистрирована министерством РФ. Священник московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию Гибралтар в Европе. Общая численность англикан и приверженцев Епископальной церкви около 30 млн. Формально отделения церкви не зависят одна от другой, но с 1867 существует анкликанский союз церквей (Англиканское содружество). В 1990 Англиканская церковь приняла решение о введении женского священства. Раз в 10 лет епископы собираются на конференции в Лондоне

Англиканство, одно из основных направлений в протестантизме, зародившееся в Англии во время Реформации, в результате разрыва местной католической церкви с Римом. Этот акт был осуществлен под давлением короля Генриха VIII, которого английский парламент объявил главой церкви. Такая «реформация сверху», совершенная по политическим соображениям, на первых порах не вызвала колоссальных перемен в принципах церковной организации, доктрине и обрядности. Как специфическая разновидность христианства англиканство сложилось в течение последующего периода в результате серии реформ протестантского, а также контрреформационного характера. Англиканству придерживается группа церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией (Великобритания).

В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Церковь Англии, от которой отпочковались остальные организации англиканского содружества, является одной из государственных церквей Великобритании (наряду с пресвитерианской Церковью Шотландии), ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии, часть епископов занимают места в палате лордов парламента страны. Церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капитал, которым распоряжается соответственно правительственная комиссия. Характерной чертой Англиканской церкви является ее епископальное устройство - иерархия, напоминающая католическую и претендующая на апостольскую преемственность. В области догматики и обрядности примечательное разделение на два основных течения - «высокая церковь» (High Church, тяготеет к католицизму) и «низкая церковь» (Low Church; в ней более ощутимы некоторые черты кальвинизма. Давние и тесные экуменические связи Церковь Англии имеет с православием, в частности с Русской православной церковью.