Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями, например грибами?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Священник Афанасий Гумеров

Цель поста

Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки.

Если ум наш пленен земными пристрастиями, чувства возбуждены мирскими впечатлениями, а силы отданы суетным делам, то духовное сознание наше замутнено, и неспособно воспринимать небесную благодать. Понимание это доступно не только духовному опыту, но чуткой интуиции поэта.

«Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь»

(А.С.Пушкин).

Лишь тогда в человеке просияет образ его Небесного Родителя, когда душа освободится от мутных страстей и просветлеет. К сожалению, печальные мирские бури бушуют не только у стен наших домов, но давно наполнили шумом наши тесные квартиры. По изощренной дьявольской услужливости наши жилища до пределов переполнены всеми атрибутами современного мира. Отборный мир политических скандалов, преступных акций, шумных аморальных историй благодаря телевидению и радио стал частью нашего домашнего быта. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена – например, в России или Америке, или любой западноевропейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп – обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый «старомодный» уклад жизни», - писал более четверти века назад отец Серафим (Роуз).

В прежней России Великим постом закрывались театры, прекращались балы. Жизнь заметно менялась.

«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.

Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, - «Красавица на пиру», - закрыта простынею»

(И.Шмелев. Лето Господне).

Все настраивало на то, чтобы провести семь недель поста с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости, которая предъизображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Жизнь наша изменилась, но душа живет прежними потребностями. Уставшая от мутных нескончаемых информационных потоков, она ностальгически тоскует. И благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира. Меру подвига каждый должен определить сам.

Молитва преподобнаго Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Великий пост подразумевает отказ от пищи животного происхождения. Нельзя употреблять мясо, рыбу, яйца, а также молоко и кисломолочные продукты. С одной стороны, временно воздержаться от молока совсем не трудно. С другой, если вы привыкли к этому продукту, возникает вопрос - чем можно заменить молоко в пост? В магазинах представлена масса альтернатив коровьему и козьему молоку, которые подходят под категорию растительных продуктов. А они, конечно, во время поста разрешены.

Можно ли пить молоко во время поста

Молоко и его производные - продукты животного происхождения, а значит, недопустимая на время Великого поста пища. Исключение не делается даже для субботы и воскресенья - дней, когда постящимся можно есть блюда с растительным маслом. Разрешение на употребление молочных продуктов можно попросить у священника в том случае, если человек тяжело болеет или очень стар. Также послабление делается в отношении людей, находящихся в пути. Еще церковь разрешает пить молоко беременным и кормящим женщинам, ведь от этого зависит здоровье ребенка.

Что касается детей, то семилетнего возраста соблюдать посты от них не требуется. В дальнейшем это остается на усмотрение родителей. Помните, что строгий пост для ребенка может обернуться неуспеваемостью в школе - чтобы хорошо учиться, надо полноценно питаться. Если ребенок привык питаться мясом, яйцами и молочными продуктами, резкий отказ от них приведет к снижению активности и концентрации внимания.

Решив поститься, вы должны осознавать, что отказ от коровьего молока - это ваше добровольное желание. Пост лишь период времени, но при этом - возможность испытать силу духа и смирения. Пост это не ограничения в еде - это способ очищения души и мыслей.

Если вы задаетесь вопросом, можно ли молоко во время поста, вам в помощь - перечень продуктов, которыми можно заменить молоко животного происхождения.

Чем можно заменить молоко во время поста

Перечисленные ниже продукты не содержат животных жиров и считаются постными. Их можно употреблять в пищу на протяжении всего Великого поста.

Соевое молоко

Это продукт растительного происхождения, изготовляемый из сои - бобового растения, широко распространенного в Азии. Состав молока из сои может варьироваться, в зависимости от производителя и рынка, где оно реализуется. Так, в Россию, как правило, завозят соевые продукты с достаточным содержанием белка и жиров. Это позволяет если не полностью, то весьма эффективно заменить этим продуктом козье или коровье молоко. Соевое молоко во время поста добавляют в кофе, готовят на нем каши и другие блюда, а также пьют в чистом виде - оно вкусное и прекрасно утоляет жажду. Некоторые священники относятся к употреблению соевых продуктов неоднозначно, ведь они являются некой иллюзией пищи, которую есть запрещено. Таким образом, выбор каждый делает сам - держать ли себя в строгости или позволить себе такую замену.

Кокосовое молоко

По вкусовым качествам этот напиток не похож на коровье молоко - он более водянистый и, конечно, содержит значительно меньше белков. В Великий пост кокосовое молоко пить можно. Кроме того, его используют для приготовления супов и других блюд азиатской кухни.

Ореховое молоко

Произведенное из орехов молоко относится к растительной пище. По вкусу оно похоже на соевое, а содержание белка в нем выше, чем в кокосовом. А еще оно содержит кальций, что полезно в любом возрасте. С ним можно делать десерты, смузи, блины и не только. Самым популярным является миндальное молоко, оно подходит для диетического питания и при непереносимости коровьего и соевого молока. Также в магазинах продается молоко из кедра и фундука.

На полках супермаркетов представлены и другие виды растительного молока: рисовое, овсяное, маковое и т.д. Все эти напитки являются постными.

Чем нельзя заменять молоко в пост:

  1. Сгущенное молоко. Этот продукт нельзя употреблять постящимся, поскольку он произведен на основе коровьего молока.
  2. Сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. В основе сухого молока - животный белок. Даже обезжиренное, оно не подходит для постного стола. Существует растительное сухое молоко, но оно встречается реже.
  3. Безлактозное молоко. Его отличие от обычного - отсутствие молочного сахара. По остальным характеристикам оно идентично привычному коровьему молоку. Таким образом, оно является продуктом животного происхождения.

Как сделать постное молоко самостоятельно

Растительное молоко можно приготовить в домашних условиях. Технология проста, главное - не забывать, что домашнее молоко хранится не более 5-7 дней в холодильнике.

Рецепт приготовления молока из сои:

  1. Тщательно промыть 100 г очищенных соевых бобов (вода должна стать прозрачной). Замочить их в холодной воде на 24 часа.
  2. Разотрите разбухшие бобы, добавив немного воды. Должна получиться однородная смесь, похожая по консистенции на жидкую сметану.
  3. Возьмите большую кастрюлю, выложите в нее смесь и залейте четырьмя литрами холодной воды. Добавьте 2-3 чайных ложки сахара и щепотку соли, перемешайте. Накройте кастрюлю и оставьте на 4 часа. В течение этого времени периодически помешивайте смесь.
  4. Процедите молоко, отожмите жмых и прокипятите напиток в течение 10-15 минут.

Рецепт приготовления молока из миндаля:

  1. 1 стакан сырого миндаля замочить в холодной воде на ночь. Если использовать неочищенные орехи, молоко в результате получится бежевым. Почистив их, вы добьетесь более светлого оттенка.
  2. По прошествии ночи слить оставшуюся воду, поместить орехи в удобную для приготовления молока емкость и добавить три стакана холодной воды.
  3. Взбить смесь блендером до однородности. Процедить и перелить в бутылку или банку с крышкой.

В чем суть поста?

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.

Протоиерей Александр БОРИСОВ:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

– Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

– А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

– А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

– Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

– Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

– То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

– Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста – индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Добровольный отказ от пищи, воздержание от любых развлечений называют постом. Истинные христиане, которые хотят воссоединиться с , принимают решение держать пост. Но что можно есть во время поста, чтобы сохранить силы для повседневной жизни?

Суть соблюдения поста

Многие православные, которые только начинают свой путь к Богу, считают, что поститься - это совсем отказаться от приема пищи. Но это не совсем правильно. В первую очередь, нужно ограничить себя от мероприятий, которые несут в себе праздность и удовольствие:

  • не участвовать в увеселительных гуляньях;
  • отказаться от просмотра развлекательных программ;
  • не совершать плохих поступков;
  • не выполнять супружеские обязанности;
  • не сквернословить и не сплетничать.

Во-вторых, нужно отказаться от приема скоромной пищи. Разрешается есть лишь постную еду.

Существует основной перечень постных продуктов, которые можно употреблять в пищу:

  1. Различные виды круп: манная, ячневая, гречневая, рисовая, овсяная, перловая.
  2. Любые овощи: картофель, капуста, лук, свёкла, морковь.
  3. Фрукты и ягоды.
  4. Грибы.
  5. Орехи: грецкие, миндальные, арахисовые, кедровые.
  6. Продукты пчеловодства.
  7. Консервированные овощи, фрукты и ягоды (компоты, варенье, овощные салаты).
  8. Приправы, специи и травы (укроп, петрушка, лавровый лист, черный и красный перец, кардамон и др.)

Есть во время поста можно, ведь это испытание, а не тест на выживание. Для того чтобы организм полноценно функционировал, ему требуется достаточное количество белка. А где его взять, если мясо в постные дни под строгим запретом? Ответ прост, следует заменить мясные продукты на те, которые содержат в своем составе растительный белок. Особенно обогащены таким белком бобовые (фасоль, соя, нут, горох).

Попробуйте приготовить постный суп их любого вида бобовых, овощей и крупы. Приправьте специями по вкусу, и вы поймете, что поститься можно вкусно. Но не стоит объедаться. Ведь избыток еды - это нарушение поста. Следует есть все в меру, стараясь только утолить голод, а не наесться до отвала.

Когда во время поста можно есть рыбу?

Рыба - это своеобразный продукт, который в строгие дни находится под запретом. Чтобы ответить на вопрос «Когда во время поста можно есть рыбу?», следует изучить основные правила ее употребления.

Чаще всего рыбу можно включить в свой рацион тогда, когда дни поста совпадают с большими церковными праздниками. Например, 7 апреля (Благовещенье), в последнее воскресенье перед Пасхой (Вход Господень в Иерусалим), субботу Лазаря.

Во время Успенского поста рыба разрешается на праздник Преображения Господня.

Петров пост дозволяет есть рыбку по таким дням: четверг, суббота, воскресенье и вторник.

В рождественский пост рыбу можно включить в меню в выходные дни: субботу и воскресенье.

Особые правила действуют в отношении людей с ослабленным здоровьем. При разговоре с батюшкой можно попросить о послаблении, тогда вам будет разрешено есть рыбные продукты в любое время.

Питание в разные дни

В течение недели нужно знать, в какие дни следует сделать послабление, а в какие, наоборот, совсем воздержаться от пищи.

Понедельник, среда и пятница - это дни самого строгого поста. В это время, по возможности, следует совсем отказаться от еды или можно позволить себе съесть совсем немного сырых, не варёных продуктов. К тому же в эти 3 дня нельзя добавлять в блюда растительные масла. Основная пища - это ржаной хлеб, овощи, фрукты и несладкий кисель или компот.

Вторник и четверг. В эти дни разрешено поесть пищу, которую предварительно можно сварить или обжарить. Но подсолнечное масло опять же добавлять запрещено.

Суббота и воскресенье. Дни послабления. Можно сварить себе суп или приготовить овощное рагу с добавлением рыбы и растительного масла.

Этот пост является самым строгим и самым длительным. Поэтому прежде чем приступать к его совершению, нужно подумать, не повредит ли это вашему здоровью. Больным людям и кормящим матерям разрешено есть в постные дни даже немного мяса.

Отказаться следует:

  • от любого сорта мяса, рыбы и даже морепродуктов;
  • молочных и кисломолочных продуктов, яиц и даже яичного порошка;
  • выпечки, так как в тесто при приготовлении добавляются запрещенные продукты;
  • майонеза и других соусов, если в их составе есть молоко или яйца;
  • спиртных напитков, так как они имеют веселящие свойства.

Нужно помнить, что постящиеся совсем не едят в первый день Великого поста и каждую пятницу.

В первые и последние 7 дней можно есть только овощи и фрукты, а пить исключительно свежую воду.

В остальные дни разрешается употреблять мед, подсолнечное масло, иногда рыбу.

Разрешены ли сладости?

Некоторые любители сладенького интересуются, можно ли иногда в пост выпить чай с сахаром или съесть плитку шоколада? Церковь дает положительный ответ.

В течение поста разрешено добавлять в еду сахар, помимо этого можно в небольших количествах есть горький шоколад без добавления молочных компонентов, сушеные ягоды, козинаки, мармеладные конфеты и мед.

Некоторые православные считают, что мед есть нежелательно. Особенно этого мнения придерживаются старообрядцы и монахи. Но церковные служащие не против того, чтобы мед присутствовал на столе православных во время поста. Они советуют выбирать гречишный или липовый сорта, так как они содержат в своем составе много микроэлементов и витаминов.

Меню на один день Великого поста

Людям, которые впервые решили начать поститься, можно посоветовать такую примерную схему приема пищи:

  • Завтрак: кусочек черного хлеба, 250 г любой каши, приготовленной на воде.
  • Обед: салат из листьев салата с помидорами и огурцами, приправленный соком лимона и солью.
  • Полдник: одно яблоко или груша. Стакан компота из ягод.
  • Ужин: рагу из тушеных овощей: картофеля, капусты и моркови.

По мнению священнослужителей, самое главное - это очищение души. А вопрос «Что можно есть во время поста» не имеет такого большого значения. Главное искренне верить, что через духовное и телесное воздержание мы .