Ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ установлена ответственность за: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Вопросы: 1) Что считается установлением данной квоты для работодателя в Ленинградской области(направление индивидуальной квоты, соответствующей законодательству, или издание общего для всех юр. лиц нормативно-правового акта) и каков ее размер? 2) Поскольку несообщение соответствующих сведений о созданных местах для инвалидов в службу занятости считается правонарушением по ч.1 ст. 19.7 КоАП РФ, то чем подтверждается именно неисполнение квоты(ч.1 ст. 5.42 КоАП) - ведь в форме штатного расписания такие места не указываются, какой-либо формы для подтверждения создания таких мест законом не установлено. У нас, например, вакантных единиц - 20. Мы проверяющему говорим, что 10 из них - в счет квоты: ведь бремя доказывания, что они созданы не для инвалидов несет административный орган, как я понимаю? Или обязателен приказ, что« Создать столько-то рабочих мест для инвалидов»? 3) Является ли длящимся состав ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ? Если должностное лицо работодателя уже наказано за данное нарушение, но рабочие места для инвалидов не создало, как часто его можно наказывать за это: ежедневно, ежемесячно?

Ответ

Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, Областного закона от 15.10.2003 № 74-оз, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2010 № утвержден предоставления информации, необходимой для организации занятости инвалидов в Ленинградской области с необходимыми приложениями. Работодатель подтверждает создание рабочих мест для инвалидов, в соответствии с установленной квотой путем принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах(приказах, распоряжениях, и др.). Это обязанность работодателя.

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше — нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, и .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами и .*

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство Р. Ф. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. к условиям труда инвалидов закреплены в (утв. ).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании п. 3 ст. 25 Закона Р. Ф. от 19.04.1991 № 1032−1(далее — ).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.*

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу(распоряжения , ; постановления , ).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

В отдельных регионах квоту можно выполнить, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.*

Только треть инвалидов трудоустроены

По информации, размещенной на официальном сайте Минтруда(rosmintrud.ru), в стране насчитывается 12,85 миллионов инвалидов. При этом большая их часть — пенсионеры.

Из 2,5 миллионов инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 805,3 тысяч человек(или 32% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте). Численность неработающих инвалидов составляет 1,7 миллионов человек или 68,0% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

При этом уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание — Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области(утв. ), Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели — обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест.

Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено Московского трехстороннего соглашения на 2013−2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей(заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Директор компании рискует должностью за отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и(или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты.
    За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.().
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены Закона № 1032−1.
    За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.(). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. и ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

Работодатель может оформить инвалида как дистанционного работника

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места(). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека(например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места(). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ)

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Чем чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Новости inform -

На тот случай, когда руководством предприятия, организации или учреждения принимается решение взять на работу человека с инвалидностью, существуют свои правила и законы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Опираясь на правовые нормы и положения при приеме на работу таких граждан, кадровый отдел и руководитель никогда не сделают грубых ошибок, правонарушений за которые инспекция Роструда могла бы их наказать административными штрафами.

Гарантированное право для инвалидов трудиться вместе с другими гражданами, не лишенных физических возможностей, определяется государственными квотами.

Что это такое

Вообще понятие квота определено как некий минимум, который обязательно необходимо выполнить юридическому лицу в отношении обязательств перед социальной защитой граждан той или иной категории. Практика «выдачи» квот на территории Российской Федерации может осуществляться в разных сферах.

В общей сложности квотирование в России охватывает следующие области государства:

  • определяются квоты для легального временного нахождения иностранцев на территории страны – миграционные квоты или квоты на РВП;
  • применимы квоты в отношении того или иного объема разрешенных товаров, которые провозятся через таможенные участки России – так называемые, тарифные, внешнеторговые или экспортные квоты;
  • допустимы квоты на проведение операции по высокой медицинской технологии – медицинские квоты, квота на ВМП, ЭКО, на лечение и др.;
  • квота для спортивных состязаний и обучения;
  • а также квоты для определения количества трудовых мест для инвалидов – рабочая квота.

Из этого следует, что такой механизм может применяться, где угодно, ограничивать, что угодно или давать разрешение на какой-либо допустимый норматив – получение неких благ гражданами государства. Нарушения определенных рамок, установленных в виде квот, всегда приводит к штрафам или санкциям.

Таким образом, можно найти следующие определения понятий:

В отношении рабочих квот следует обратить внимание на то, кто в данном случае по закону рассматривается в качестве работодателя.

Прежде всего, это юридическое или физическое лицо, которое официально зарегистрировано в установленном порядке и исправно платит все полагающиеся налоги, а также отчисления в Фонды обязательного социального страхования (ФСС) за своих работников.

Это социальная гарантия работнику-инвалиду, что такой работодатель обеспечит его всем необходимым для беспрепятственного трудового процесса и сохранения должности с зарплатой, даже если временно работник может пребывать в отпуске или на больничном бюллетене.

Между работодателем и работником, имеющим физические ограничения, всегда должен заключаться двухсторонний трудовой договор – временного или постоянного найма на работу.

Невыполнение требований или каких-либо установленных законом нормативов в вопросе квотирования граждан с инвалидностью приводит к наказанию работодателя контролирующим государственным органом – инспекцией Роструда или прокуратурой.

Обычно такой контроль осуществляется посредством специальных проверок предприятий. Квоты считаются невыполненными работодателями в следующих случаях:

  • когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
  • наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
  • ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
  • прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.

Принимать на работу таких тружеников работодатели могут как по личной своей инициативе, так и по направлению из центра занятости – службы, занимающейся распределением трудоспособных граждан по найденным вакансиям для них.

Только центр занятости обязательно должен направить работника устраиваться на предприятие по квоте, а не простым направлением.

Каждый такой работодатель обязан по закону отчитываться перед службой занятости населения по открытым у него вакансиям, в том числе и квотируемым рабочим местам.

По квотам отчеты организациями предоставляются отдельно по «Квота ежемесячная» (на основании закона № 1032-1 от 19.04.91г., измененного 22.12.14г.).

За каждую единицу рабочей силы на предприятии работодатель несет ответственность, а за таких работников из слабо защищенной социальной категории, как инвалиды – втройне.

Правовые основы

Для того чтобы четко себе представлять, каким же образом и как работодатель имеет право принимать на работу граждан с ограниченными физическими возможностями, потребуется заглянуть в законодательные, правовые основы по этому вопросу.

В законе, который социально защищает инвалидов, полностью раскрывается понятие рабочая «квота» для инвалидов.

Квота рабочих мест инвалидов – это тот минимум численности рабочих мест в процентном соотношении, который организация обязуется перед законом выделять для трудоустройства инвалидов.

Проценты, относящиеся к количеству должностей для лиц с ограниченной физической возможностью, прописаны в законе № 181-ФЗ от 24.11.95г., отредактированном в последний раз 14.12.15г. – в главе 4 «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов», .

Такие места определяются, исходя из средней численности по списку основных работников на предприятии, имеющих среднесписочное количество должностей более чем 35, и менее или более 100 мест.

То количество вакансий, которое будет определено для инвалидов, обязательно должно включать в себя и те рабочие должности, которые уже заняты на предприятии официально работающими инвалидами.

В общей сложности минимум и максимум процентного соотношения квот для работы инвалидов в организации выглядит по закону следующим образом:

При этом среднесписочный объем рабочей силы не должен в себя включать те должности, которые отнесены к опасному и вредному труду.

Для определения таковых рабочих мест, не подлежащих включению в расчет квот для инвалидов, существуют критерии на предприятии – это специальные условия труда, регулярные аттестации таких профессий и особые отметки, оценки инспекцией Роструда, которые выступают для предприятия как норматив.

Такое положение введено в основной закон о соцзащите инвалидов правовым актом от 28.12.13г.

Те организации, которые учреждены специально для обеспечения трудовой деятельности инвалидов, имеют в своем штате основной контингент – работников с ограниченными физическими возможностями, тогда закон таких работодателей освобождает от введения квот, что выглядит вполне логичным.

Подытоживая, можно также отметить наиболее основные постулаты, применимые к инвалидам на основании закона , дающие социальные, трудовые гарантии такой категории граждан:

  1. Специальные рабочие места, предназначенные для инвалидов, определяются исключительно только квотированием.
  2. Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
  3. Законодатели и Правительственные или исполнительные органы государственной власти имеет право так или иначе стимулировать предприятия и организации для того, что работодатели организовывали рабочие места для инвалидов.
  4. Работодатели обязаны предоставить вместе с рабочими местами также и условия труда, которые бы соответствовали трудоспособности инвалидам, учитывая также реабилитационные программы для таких граждан. К примеру, соблюсти все гигиенические требования к обустройству рабочего места для инвалидов, согласно санитарным нормам – СП 2.2.9.2510-09, которые были утверждены государственным Главным врачом, Постановление РФ от 18.05.09г.
  5. На территории государства приветствуется также создание всех условий для предпринимательской деятельности ограниченных физически граждан.
  6. Образовательные программы, обучающие теми или иным новым профессиям, также должны включать в себя такую категорию граждан, как инвалиды.

За нарушение ведения учета квотированных рабочих мест по предприятию или иных невыполнений требований закона, работодатель может понести меру наказание, ответственность по следующим статьям законов.

За не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений:

Если были нарушены права инвалидов в отношении осуществления их занятости и трудоустройства, тогда нарушители будут привлекаться к ответственности с наложением административного штрафа по КоАП РФ – от 5000 до 10000 рублей.

Наказание последует сразу, после выявленного нарушения в виде отказа в приеме на работу гражданина с физическими ограничениями, тогда как вакансии свободные по квоте были.

Также работодатель может наказываться за то, что не предусмотрел создание специальных рабочий мест для инвалидов при всех существующих для этого возможностях.

Расчет

Так, как по закону определяется не сам размер квоты, а только лишь определенный предел, в диапазоне которого имеют право действовать предприятия, организации или учреждения, то определить конкретику в величие самой квоты предоставляется непосредственно работодателям.

На исчисление квоты по тому или иному предприятию влияют федеральные законы, которые по каждому субъекту выносятся свои.

Ведь один регион по развитию промышленной индустрии, к примеру, или сферы услуг, где могли бы работать инвалиды, существенно отличается от другого региона страны.

Например, для г. Москвы определено резервировать и оборудовать места для работы инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Это регламентируется по Москве законом от 22.12.04г., измененным законом № 4 от 08.04.09г.

Уже в других областях действуют другие размеры квот. К примеру, в Ростовской области отмечаются наивысшие показатели – 4%, а в Воронежской зафиксированы средние отметки – 3%.

Рассчитывают количество рабочих мест по квоте, всегда ориентируясь на начало отчетного периода. Это необходимо для того, чтобы не сбиться со счета в случаях, когда в организации среднесписочное количество работников часто может меняться.

Вместе с этим, потому будет меняться и количество должностей для инвалидов:

Для того чтобы хорошо ориентироваться в расчетах таких зарезервированных мест, сколько их должно быть и как посчитать, достаточно изучить пример такого исчисления, которое производилось на одной из фирм:

Выполнение квоты для приема на работу инвалидов

Нужно обратить внимание на важность одной из деталей – при определении процента применяется не штатное расписание, а реальная списочная численность работников.

Если в организации происходит сокращение штата, то предлагать квотируемое для инвалидов рабочее место нельзя. Ведь тогда теряется весь смысл бронирования места для особой категории граждан.

Конечно же, если работник, попавший под сокращение, имеет инвалидность, тогда ему можно предложить вакансию из резерва для инвалидов. Ст.20 закона № 181-ФЗ говорит о надлежащем оборудовании рабочего места для инвалида той или иной профессии.

Такие меры обустройства условий труда должны учесть не только особенности выполнения обязанностей по должности, но также и принять во внимание индивидуальные возможности физического тела работника.

Для этого выполняют установку вспомогательной техники, площадок для инвалидных колясок, особая расстановка мебели в помещении, для слепых – тактильные маячки и т.д.

Если нужно, то работодатель обязан оснастить место для труда инвалида по высшему разряду – вплоть до построения дополнительных коридоров для их перемещения, обустройства отдельной столовой, лестниц, дополнительной вентиляции, освещения, механизмов для открывания окон, жалюзи, шкафов и прочее.

И это совершенно оправданно, ведь количество работников с ограниченными возможностями может быть достаточно большим и доходить до десятков, если предприятие крупное.

Финансирование для такого оснащения и специального оборудования рабочих мест инвалидам может поступать из центра занятости, если в данной государственной службе действует специальная программа по регулированию рынка труда.

К примеру, в 2011 году федеральным бюджетом предусматривалась такая выплата на оборудование одного такого рабочего места в размере 50 000 руб.

Такой программой тогда воспользовалось 11 000 организаций. На период с 2013 по 2019 годы, Указом президента РФ от 07.05.12г. учреждено оборудовать такие социальные рабочие места инвалидам в количестве до 14 200 объектов.

Квотирование в организации обязательно должно оформляться соответствующим приказом. Распоряжение Мособлтруда от 26.04.13г. представило приблизительную форму такого приказа .

Вслед за этим документом уже по каждой области определялись свои типовые формы приказов по квотированию рабочих мест.

Если в каком-либо регионе страны не нашлось стандарта документа, тогда кадровики обращаются за подобными уточнениями в госслужбу Центра занятости. Компания однозначно обязана оборудовать рабочее место для инвалида, если у нее работает свыше 35 работников.

Но на практике закон о квотировании может использоваться разными способами:

  • аренда мест, на которых уже работают инвалиды. Это относится к договорам аренды, заключаемым между организацией, которая использует только труд инвалидов и компанией, готовой воспользоваться продуктами деятельности трудящихся с ограниченными возможностями;
  • мероприятия по созданию рабочих квот совместно с другим предприятием. Применимо, когда есть смысл объединить производство или цеха;
  • денежные вклады в создание рабочих квотируемых мест. Работодатели вправе финансировать учреждения и организации общества инвалидов;
  • размещение заказов для инвалидов, трудоустроенных в специально оборудованном месте – обществе для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Дистанционный труд инвалидов или работа на дому, которую может использовать в своих интересах работодатель, не относится к квоте.

Закона № 181-ФЗ обязанность создавать рабочее место на территории предприятия стационарно определена буквально как обязанность работодателя.

Поэтому такие трудовые договора для ограниченных физически работников, выполняющих свой труд вне территории предприятия, заключать нельзя – это признает прокуратурой как нарушение.

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних. Предприятия общественного питания не являются исключением. Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим, кто должен выполнять установленные правила и чем грозит их невыполнение.

Федеральное законодательство

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Расчет квоты осуществляется без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Исходя из установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели согласно ст. 24 Федерального закона N 181-ФЗ обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Обратим внимание, что работодатель должен обеспечить рабочие места для инвалидов на полный рабочий день, а не по совместительству (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/2013-АК по делу N А40-49248/13). При этом судьи отмечают, что допустимо принимать инвалидов на работу по совместительству в рамках законодательства о квотировании, но работодатель должен представить доказательства наличия у инвалидов основных рабочих мест.

Законодательство субъектов РФ

Так, например, на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы N 90) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота устанавливается в размере 4%: 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона. В данной норме поименованы:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Квота рассчитывается исходя из среднесписочной численности, определяемой по правилам статистики, и количество работников, трудоустроенных за счет квоты, округляется в сторону уменьшения до целого числа.
Если количество инвалидов, принятых на работу, составляет более 2%, количество квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних уменьшается на соответствующую величину.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
В силу ст. ст. 3, 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З "О квотировании рабочих мест" квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек (в % к среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой): для инвалидов - в размере 2%; для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1%.
При расчете количества рабочих мест для несовершеннолетних учитываются рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1% среднесписочной численности работников, но не менее 1 рабочего места.

Сведения в службу занятости

Исходя из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены порядок и свои сроки представления таких сведений. Например, согласно п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели, отвечающие требованиям по численности работников, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты по форме 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 29.08.2013 N 449.

Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места

В отношении инвалидов и несовершеннолетних выполнением квоты для приема на работу считается их трудоустройство, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 90). Для несовершеннолетних предусмотрена также альтернатива трудоустройству - уплата ежемесячно в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты.
Так, величина прожиточного минимума в Москве за IV квартал 2013 г. для трудоспособного населения Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 81-ПП установлена в размере 12 452 руб.
Заметим, что при признании этих расходов при расчете налога на прибыль возможны споры с контролирующими органами. В отношении данных затрат позиция чиновников следующая: поскольку финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504).
Обосновывается вывод тем, что на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель якобы добровольно уплачивает компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Судьи на этот счет придерживаются другой точки зрения. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 арбитры признали несостоятельной ссылку налогового органа на добровольность уплаты работодателем компенсации на основании трехсторонних соглашений, поскольку данные соглашения не отменяют норм Закона г. Москвы N 90 о квотировании, который имеет большую юридическую силу, и не переводит платежи из категории обязательных в добровольные. Кроме того, судьи отметили, что соглашение распространяется только на юридических лиц, которые входят в объединения работодателей, подписавших названное соглашение. В связи с этим затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места признаны экономически обоснованными, и, следовательно, общество правомерно учло их при определении налогооблагаемой прибыли согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу N А40-60377/12-91-338.

Ответственность

В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу - в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу - в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне. Так, согласно ст. 5 Закона г. Москвы N 90 невыполнение работодателем установленных данным Законом обязанностей влечет ответственность по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Закон г. Москвы N 45) в виде штрафа:
- должностным лицам - в размере от 3000 до 5000 руб.;
- юридическим лицам - от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из преамбулы к Закону г. Москвы N 45 этот документ устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Москве.
Иначе говоря, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов должностные лица будут нести ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, а за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних - по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (Решение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390).

Итак, чтобы не быть привлеченным к ответственности, необходимо соблюдать требования законодательства субъектов РФ, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних лиц. Как правило, данная обязанность касается работодателя при наличии у него численности работников не менее 35 человек (в отдельных субъектах - более 100 человек). Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников предприятия.
В установленные сроки также нужно отчитываться перед службой занятости о наличии рабочих мест, о выполнении требований по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних лиц.
В некоторых субъектах вместо трудоустройства несовершеннолетних лиц работодателям предлагают уплатить компенсацию. Чиновники относятся отрицательно к признанию этих сумм в составе налоговой базы по налогу на прибыль, но судьи, как правило, принимают сторону работодателя, и при возникновении спора можно попытаться найти поддержку в суде.