«Ночь перед Рождеством» — замечательное произведение Гоголя, которое дарит отличное рождественское настроение, а черт и Вакула, словно символ противостояния добра и зла. Но это произведение больше, нежели просто волшебная сказка с юмором и фантастическими моментами. Это произведение, в котором писатель изобразил героев и их извечную борьбу с человеческими пороками, среди которых ложь, хитрость, зло, наглость, вредность, глупость.

Черт, как антигерой повести Гоголя «Ночь перед рождеством»

Эти отрицательные черты характера воплотились в антигероях, среди которых и черт. Он похож одновременно и на стряпчего, и на немца, и на свинью. Все время черт творит пакости, какие-то подлости, лишь бы насолить Вакуле кузнецу. По этой причине, уже в начале произведения, черт и крадет месяц, чтобы на землю опустилась тьма тьмущая. Это было сделано, чтобы Вакулу и Оксану застал ее отец Чуб, который из-за непроглядной темноты должен будет вернуться домой.

Однако все его замыслы рушатся, мало того, все оборачивается против черта. И вместо того, чтобы наслаждаться «победой», ему пришлось на себе везти кузнеца в Петербург, а потом и обратно.

Черт – это персонаж, который очень любит творить зло, он хитрый наглый. Словом, черт и есть черт – воплощение вредности и глупости. И хоть в произведении Гоголь использует выдуманного сказочного персонажа, мы то понимаем, что в данном образе показаны человеческие пороки, которые имеются у многих людей. Здесь показан человек, с его желанием кому-то насолить, сделать пакость, навредить, но тут же автор показывает, что любое зло будет наказано, а плохие замыслы и деяния вернутся сторицей.

В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" черт предстаёт перед читателем, прежде всего, как воплощение зла и коварства. Являясь отрицательным героем, в то же время он невольно вызывает смех многими своими проделками.

Гоголь описывает внешность чёрта, сравнивая его то с немцем, из-за "узенькой, беспрестанно вертевшейся и нюхавшей всё, что ни попадалось" мордочки, то с губернским стряпчим, из-за "острого и длинного, как мундирные фалды" хвоста. Однако по тонким ножкам, пятачку, козлиной бородке и рогам становится понятно, что "никакой он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт".

Автор намеренно наделил чёрта качествами, присущими человеку: он хитёр и остроумен, изобретателен и ловок, но также труслив и мстителен. Благодаря своей схожести с обычными людьми, чёрт представляется нам более реальным существом, нежели просто сказочным персонажем. Но и волшебного дара, характерного для сказок, герой тоже не лишён: то он перевоплощается в коня, то вдруг становится таким маленьким, что может с легкостью влезть в карман.

Основная цель лукавого - месть кузнецу Вакуле, который, нарисовав в церкви картину, изображавшую святого Петра в день Страшного суда, обрёк нечистую силу на изгнание из ада. Вакула питает нежные чувства к Оксане - очень красивой девушке, дочке богатого казака Чуба. В ночь перед Рождеством Чуб должен был отправиться к дьяку на кутью. Чёрт, зная об этом, крадёт с неба месяц, надеясь, что из-за непроглядной тьмы Чуб на половине пути передумает навещать дьяка и вернётся домой, где обнаружит Вакулу.

Казак недолюбливал кузнеца и не одобрял его любви к Оксане, а значит, не мог позволить им пожениться. Хитрый чёрт рассчитывал на то, что Вакула, хоть и являвшийся очень набожным, решится на самоубийство, однако его ожидания не оправдались. Наоборот, чего бы чёрт ни придумал - всё оборачивалось против него самого. Сначала он оказался в маленьком мешке, в котором просидел долгое время, скрываясь от многочисленных любовников Солохи. Затем, обнаруженный ненавистным кузнецом, он вынужден был возить его на собственной спине от Диканьки до Петербурга и обратно, дабы выпросить у царицы черевички для капризной дочери Чуба. А напоследок, в качестве "благодарности", чёрт получает от Вакулы три мощных удара хворостиной. Так, вместо того, чтобы доставлять неприятности другим, герой вредит сам себе.

Чёрт играет очень важную роль в произведении: с помощью данного образа Гоголь показывает, что зло, какими бы способностями оно ни обладало, всегда будет наказано по заслугам.

Вариант 2

Николай Васильевич написав свою повесть, наполнил ее волшебством и мифическими героями. Одним из них он изображает черта. Он его показывает в своем произведении как отрицательного героя, хитрого и коварного проказника, но при том вызывает смех своим поведением.

Внешность его автор не перестает сравнивать, то с немцем из-за его маленькой и узенькой мордочки, то с губернским стряпчим из-за острого и весьма длинного хвоста. Но его тоненькие ножки, приплюснутый нелепый нос пятачком, а так же маленькие рожки, похожие на козлиные, и длинная борода. Становится понятно, что он не похож на губернского стряпчего или немца, а является просто чертом.

Гоголь специально наделил его качествам свойственным человеку, таким как:

  1. хитрость;
  2. изобретательность;
  3. ловкость;
  4. остроумие;
  5. мстительность;
  6. трусливость.

Из-за своей схожести с обычным человеком, черт предстает перед читателем как реальное существо, а не просто мифический и сказочный персонаж. Но автор, его не лишает волшебного дара.

Целью черта, становится месть кузнецу Вакуле, и всячески пытается ему навредить и помешать женится на красавице Оксане, к которой испытывает чувства. Но все его проказы оборачиваются против него, и только своим лукавством приносит неприятности и проблемы самому себе, получая сплошные нагоняи.

Подводя итог повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», можно сказать, что она является одной их лучших и удачных его работ. Наполненная волшебством и сказочной атмосферой. Благодаря своей ненавязчивой атмосферы, ее интересно дочитать до конца. Спустя столько лет со дня своего издания, она не потеряла актуальности и спроса по сегодняшний день. Она учит добру и как в любой сказки зло побеждает добро и хорошие поступки. Так и в повести Гоголя проказник черт был наказан добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.

Сочинение про Черта

Отрицательным персонажем и представителем темных сил в повести является Черт. Автор наделяет его качествами коварного злобного человека, но с некоторыми смешными повадками и потешными ужимками. Черт выполняет не только отрицательную роль в повести: невольно он совершает и добрые дела.

Автор наделяет черта человеческими чертами характера, чтобы были понятны его мотивы и поступки. Он изворотлив, хитер и злобнен. Черт сильно обижен на кузнеца Вакулу и пытается ему отомстить, не смотря на то, что он является сыном Солохи, за которой пытается ухаживать. Черт в последний день перед Рождеством пытается напакостить не только ему. Он крадет месяц и устраивает сильную метель. Тем не менее, его поступки не лишены ребячества и вызывают смех.

Черт мстителен. Больше всего он пытается напакостить Вакуле, потому что тот нарисовал картину с изгнанием черта. Он знает, что тот влюблен в Оксану, в дочь зажиточного казака, который не приветствует кузнеца. Девушка тоже смеется над Вакулой, чем доводит его до отчаяния. Черт крадет месяц, чтобы Чуб сбился с дороги и вернулся домой, застав кузнеца у себя дома. Однако его выходка больше вредит другим героям, чем Вакуле.

Черт надеется, что кузнец из-за отчаяния наложит на себя руки. Однако сам оказывается в мешке, который выносит из дома Вакула. Поняв, кто в нем прячется, кузнец использует силу черта, чтобы осуществить свой план и принести Оксане черевички императрицы Екатерины. Ему не удается провести юношу, не смотря на хитрость и изворотливость.

Черт немного труслив, поэтому он подчиняется мужественному и решительному Вакуле. Имея в себе темную силу, он все же боится кузнеца. Получилось так, что черт хотел поквитаться с ним, но своими проделками наказывает себя самого. Невольно он помогает кузнецу добиться расположения Оксаны, хотя желал сделать совсем иначе.

Обычно черта изображают опасным и коварным существом, но Гоголь прибавляет ему комические и обаятельные черты. В какой-то момент читатель начинает смеяться над его проделками и сочувствовать, когда ему приходится подчиняться Вакуле и принимать от него удары плетью в качестве благодарности. Он очень трогателен, когда пытается ухаживать за Солохой. При этом женщина сама его обольщает, а тот смиренно поддается ее чарам.

Не смотря на коварство и мстительность черта, он не вызывает только отрицательные чувства. Над ним хочется посмеяться и потешаться, и немного посочувствовать, когда он попадает во власть сильного Вакулы. Но все же черт ― отрицательный персонаж, и в повести Гоголя он является представителем зла, которое неминуемо побеждает добро в лице молодого кузнеца.

Образец 4

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – одна из лучших работ писателя, где есть разные сказочные персонажи: черт, ведьма Солоха, Пацюк именно они наполняют более интересную атмосферу. Автор наделил волшебством, праздником и юмором это чудесную поэму. Так же нельзя не заметит, что напоминаем очень сказку с хорошим поучительным концом. Все люди любят на Новый Год пересматривать фильм, который снят по мотивам поэмы Гоголя.

В произведении показывают черта, как зло, которое хочет всем все испортить и при этом остаться в выигрыше. Гоголь показывает его хитрым, умным и в то время смешным. Именно своими проделками черт становится отрицательным и комедийным героем. Его внешний вид автор сравнивает с немцем или трубочистом, тонкие ножки, козлиная бородка и рожки ничем не отличаться от них. Так как он сказочный герой, то имеет способность летать и перевоплощаться, что более заинтересовывает читателя.

Можно заметить, что главный герой наделен теми качествами, которые присущи и человеку: хитрый, коварный, умный, трусливый, мстительный. При любой возможности он может отомстить любому человеку, который его не удовлетворил, при этом радуется и сразу приходит к действиям. Вот например, когда Вакула нарисовал картину, которая не понравилась черту, он все время готовил ему подлости. Вспомним, когда в начале повести черт украл месяц, чтобы сделать пакость. Из-за того, что на улице будет сильно темно, отцу придется вернуться домой и застать свою дочь с Вакулой. Однако все его замыслы одерживают провал и становятся против него, так как известно, что добро всегда выходит победителем.

Я думаю, что автор очередной раз пытается читателям доказать, что каждый плохой поступок обернется противоположно, а зло будет побеждено добром. Как показано в этой повести черт потерпел поражение, а Вакула возродил добро.

Вариант 5

В своих произведениях Гоголь всегда пытался добиться эффекта удивления, может даже шокирования своего читателя, с помощью страшной, мистической истории, которые он, зачастую, брал из народного фольклора. И с этой задачей он справлялся на ура, так как многие его произведения перечитывались десятки, если не сотни раз, что и сделало ему такую популярность. Без сомнения, этот автор внёс большой вклад в развитие фольклора и культуры нашей страны. Примером послужит произведение “Ночь перед рождеством”.

В произведении повествование знакомит нас с удивительной, волшебной историей, по ходу, развития которой мы знакомимся с огромным множеством удивительных персонажей, даже с мифическим Чёртом. В произведении Чёрт имеет роль вселенского зла, а остальные персонажи играют роль добра, которое любыми способами побеждает это самое зло. Таким образом, автор создаёт удивительную картину, в которой перед нами предстаёт борьба самого добра и зла, в истинных их проявлениях. В конце же борьбы, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, в любом случае, даже независимо от обстоятельств, что в свою очередь мотивирует читателя совершать только добрые поступки, которые в свою очередь делают окружающий нас мир лучше и чуточку добрее.

Чёрт же предстаёт перед нами точно также как он и описан в народном фольклоре, откуда и брал его прообраз Гоголь. Он маленький, чёрный, с животными чертами лица. Отвратительный всем своим внешним видом, таким образом, автор создаёт образ антигероя, задача которого в произведении всеми силами отталкивать от себя симпатию читателя. Что у него достаточно хорошо получается.

Характером же Чёрт как таковой не имеет каких-либо человеческих черт, но отчаянно старается их имитировать, и притом имитировать не самые лучшие черты, и отнюдь не добродетели. Он показывает себя как хитрое, злостное, и алчное существо, которое готово пойти на всё, и не поступиться самыми омерзительными поступками, дабы получить желаемое, таким образом и складывается внешний образ персонажа, который автор наполнил множеством интереснейших уникальных черт, и которые в совокупности с персонажем и его историей, создают уникальный образ, который врезается в память читателю, и вводит его в некие размышления над прочитанным.

Я считаю, что именно эти черты характера и образ были показаны в произведении “Ночь перед рождеством” в персонаже Чёрта.

Образец 6

«Ночь перед Рождеством» - повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1830 – 1831 годах. Увидела свет в издании «Вечера на хуторе близ Диканьки» и завоевала любовь народа. Яркие, оживлённые описания главных героев, продуманные до мелочей характеры и подробное, представляющее в уме читателя картину, описание нечисти легко давалось писателю.

Образ черта в данной повести не стал исключением из правил писателя. Перед читателем предстаёт самый настоящий чёрт, с узенькой мордой как у немца, заканчивающаяся пятоком, как у свиньи, тонкие ноги и острый длинный хвост как у настоящего губернского стряпчего. Такое сравнение с людьми не с проста, оно нарочно высмеивает и сравнивает их с чертом. Также чёрт наделён небольшими рожками на голове и козлиной бородкой.

Поведение черта заключается в постоянном желании обмануть. Его пяточок всё время принюхивается, будто ищет кого одурачить. Чёрт остроумен и ловок, труслив и мстителен. Увидев такой набор качеств, читатель может провести параллели, например, что мстят только трусы. Несмотря на это, чёрт не обделён и волшебными, непривычными силами: превращается в коня, летает по небу и то уменьшается в размерах, чтобы полезть в карман Вакулы – кузнеца. Сопоставление с людьми во внешности и характерах поведения делает образ более живым и понятным. Основной целью данного героя повести является месть Вакуле за то, что он нарисовал картину на стене церкви при входе, где Святой Пётр изгоняет нечисть.

Украв месяц, чёрт надеется, что Чуб, отец Оксаны, в которую влюблен Вакула, испугается темноты и вернётся домой от дьяка. Там, по плану чёрта, он должен был застать Вакулу с Оксаной и прогнать его, так как не одобрял его любви к своей дочери. Но чтобы не делал чёрт, всё шло далеко от его планов. И вместо того, чтобы испортить жизнь Вакуле, он наоборот помогает осуществить его мечту – жениться на Оксане. Перевозит кузнеца на собственной спине в Санкт – Петербург к царице, залезает в карман, проводит на приём к Екатерине Великой и везёт обратно, снова на своей спине. За всю работу, Вакула награждает его ударами розг и побоями. Добро торжествует, ведь чёрт не смог помешать любви и чистому сердцу кузнеца.

Чёрт играет огромную роль в произведении. Несмотря на свои сверхчеловеческие способности, он проигрывает Вакуле и выполняет его приказания. Чёрт побеждён. Я считаю, что таким образом автор хотел показать, что со злом можно и нужно бороться. Главное быть честным, добрым и сильным духом и телом, как Вакула – кузнец.

Сочинение 7

Одним из самых знатных и действительно универсальных произведений великого писателя – Николая Гоголя, является повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Васильевич скрупулезно придумывал образы, стараясь показывать все преимущества и недостатки, каждый герой по-своему особенный. Писатель верил в фантастические, сверхъестественные силы, а также в народные суеверия, поэтому в своем произведении нашел место для ведьмы и черта, который стал одним из самых ярких персонажей.

Черт – разумный и хитрый своего рода, проказник. В начале повествования говорится, что у него остается всего одна ночь, когда есть возможность безнаказанно бродить в мире людей и учить их грешить. Вследствие этого, черт пытается подоспеть напакостить везде.

Николай Гоголь дал мистическому существу негативные качества людей, такие как: хитрость, трусость и коварность. Однако, все равно отмечает, что он «умен как черт» и «чертовски красив».

Этот образ приближен к человеческому, несмотря на наличие копыт, рожек и хвоста. Черту свойственно мерзнуть, как и обычным людям. Еще стоит обратить внимание, на его отношения с Солохой. Ухаживая за ней, он ведет себя, как простой мужчина. Подобные вещи, делают персонажа совсем нестрашным, а даже наоборот, немного забавным, вызывающим улыбку на лице.

Мстительность героя проявилась, когда он пытался насолить кузнецу Вакуле, за то, что он создал обидный для него рисунок. Однако, его месть напоминает месть маленького ребенка. Но черт все равно радуется, ведь у него все же есть возможность отомстить. Ярким и запоминающимся действием стала кража луны, чтобы жители Диканьки не нашли верный путь. Спустя время, она выскользнула из рук черта, и все стало на свои места.

Прочитав все произведение, складывается мнение, что один из главных персонажей – черт, наделен особенным обаянием. Трус и проказник, абсолютно не страшен, а смешон. Вдобавок ко всему, с большими моральными особенностями.

С помощью черта, Гоголь как бы указывает на слабости людей. И в конце, довольно интересно обыгрывает, пытаясь показать, что зло наказуемо: Вакуле удается перехитрить мистичного озорника.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

  • Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре (описание)

    Этот холст наполнен такой магией и волшебством, что невольно захватывает дух

Ответ оставил Гость

1.Вступление
Н.В.Гоголь в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.
2.Описание внешности «Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»
3.Черты характера и его поступки.
1)Черт показан Гоголем как хитрый проказник. «между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»
5
2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.
3)Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.
«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»
Он заигрывает с ней, как только остается свободная минута. «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласиться удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло».
4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь- то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.
5) Как и все сказочные герои он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман»
Вывод
У черта ничего не получилось. Единственное о чем он думал, чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

повесть (1831)

Вакула-кузнец — главный герой повести, открывающей вторую часть «Вечеров».

В. влюблен в капризную дочь богатого казака Корния Чуба, черноокую семнадцатилетнюю Оксану. Та в насмешку требует добыть для нее черевички (туфельки), какие носит сама царица, — иначе не выйдет замуж за В.; кузнец бежит из села с намерением никогда в него не возвращаться — и случайно прихватывает мешок, в который его мать, сорокалетняя ведьма Солоха, спрятала ухажера-черта, когда нагрянули к ней другие кавалеры. Повторив сюжетный ход повести о св. Иоанне, архиепископе Новгородском, и св. Антонии Римлянине, В. исхитряется оседлать черта и, угрожая тому крестом, отправляется в Петербург. Смешавшись с толпой запорожцев, проникает во дворец; выпрашивает у Екатерины Великой царские черевички. Тем временем напуганная Оксана успевает без памяти влюбиться в кузнеца, понапрасну ею обиженного и, может статься, потерянного навсегда. Черевички доставлены, но свадьба состоялась бы и без них.

От сцены к сцене тональность повествования все мягче, все насмешливее; образ «мирового зла», с которым предстоит совладать кузнецу, все несерьезнее. Развязывая мешок с чертом, В. задумчиво произносит: «Тут, кажется, я положил струмент свой»; и на самом деле — нечистой силе предстоит послужить «струментом» ловкому кузнецу; не поможет и жалобно-комичная просьба черта: «Отпусти только душу на покаяние; не клади на меня страшного креста!»

Как большинство героев «Вечеров», В. прописан в полулегендарном прошлом. В данном случае это условный «золотой век» Екатерины, накануне отмены запорожской вольницы, когда мир не был еще так скучен, как сейчас, а волшебство было делом обычным, но уже не таким страшным, как прежде. Ведьмы и демоны не то чтобы приручены, но уже не всевластны и подчас смешны. Черт, верхом на котором путешествует В., — «спереди совершенно немец», с узенькой вертлявой мордочкой, кругленьким пятачком, тоненькими ножками. Он скорее похож на «проворного франта с хвостом», чем на черта, избиваемого во время Страшного суда грешниками, каким изобразил его В. (В. не только кузнец; он еще и богомаз) на стене церкви, до петербургского вояжа. И тем более не похож он на того страшного дьявола в аду, какого В. намалюет позже, «во искупление» этой поездки («такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо <...> бач, яка кака намальована!»). Больше того, самый образ оседланного черта отражен во множестве сюжетных зеркал (мать В., «черт-баба» ведьма Солоха, в самом начале повести неудачно приземляется в печке — и черт оказывается верхом на ней; отец Оксаны Чуб, один из многочисленных ухажеров Солохи, спрятан в мешок, где уже сидит дьяк); то, что смешно, уже не может быть до конца страшно.

Это во-первых; во-вторых, В. соприкасается с нечистью, используя зло во благо (хотя бы свое личное благо — не когда-нибудь, а именно в ночь перед Рождеством. По логике «Вечеров», в «малом», календарном времени языческая обыденность настолько отличается от навечерий церковных праздников, насколько в большом, историческом времени ветхая древность отличается от недавнего прошлого. Чем ближе к Рождеству и Пасхе, тем зло активнее — и тем оно слабее; предрождественская ночь дает нечисти последний шанс «пошалить» — и она же ставит предел этим «шалостям», ибо повсюду уже колядуют и славят Христа.

В-третьих, В. при всей своей «кузнечной» силе невероятно простодушен. А главное, он самый набожный из всех жителей села; о набожности героя рассказчик сообщает с мягким юмором, — но возвращается к этой теме неотступно, вплоть до финала. (Вернувшись из «путешествия», В. просыпает праздничную заутреню и обедню, огорчается, воспринимает это как расплату за общение с нечистым, которого он на прощание высек, но не перекрестил; успокоение приходит к герою лишь после твердого решения в следующую неделю исповедаться во всем попу и с сегодняшнего дня начать бить «по пятидесяти поклонов через весь год».)

Потому-то В., будучи сыном «ведьмы» и личным врагом обиженного им черта, может лицом к лицу повстречаться с нечистью — и остаться невредимым. Касается это не только основной сюжетной линии, но и побочных ее ответвлений.

Отправленный Оксаною за черевичками (по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), В. должен обрести волшебного помощника — ибо в одиночку ему не справиться. Добрые помощники в повестях цикла практически отсутствуют; потому В. прямиком направляется к Пузатому Пацюку, про которого все говорят, что он «знает всех чертей и все сделает, что захочет».

Пацюк изгнан (или, скорее, бежал) из Запорожья, что вдвойне нехорошо. Сечь находится за порогом нормального мира, как черт находится за его чертою; но даже из Запорожья за добрые дела не выгоняют. Живет он на отшибе, никуда не выходит; сидит по-турецки. Нечто «иное», чуждое, басурманское проступает и в его облике: низенький, широкий, в таких необъятных шароварах, что, когда он движется по улице, кажется, будто кадь идет сама собою. Съев миску галушек, Пацюк принимается за вареники, причем они сами прыгают в сметану, а затем отправляются в рот к едоку. Но даже увидев все это; даже поприветствовав Пузатого Пацюка словами: «Ты <...> приходишься немного сродни черту»; даже получив двусмысленный ответ: «Когда нужно черта, то и ступай к черту <...> тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами», — В. все еще не понимает, куда и к кому он угодил. И только лишь сообразив, что Пацюк жрет скоромное в ночь перед Рождеством, когда положена «голодная кутья», да и то лишь после звезды (тем более что звезды украдены с неба Солохой и ее франтоватым дружком, который и сидит у В. за плечами, в мешке), В. догадывается, кто сидит перед ним. Пацюк не просто «знает всех чертей», не просто «сродни черту»; он и есть самый настоящий черт. А его «хата» — потусторонний мир; вареник, который сам собою попадает в рот В., — своеобразное мифологическое «испытание». (Живые не могут есть «загробную» пищу.) Любому герою повестей из древней, «мифологической» жизни такой визит в логово «врага» обошелся бы дорого, в лучшем случае стоил бы жизни, в худшем — души. Однако набожный, хотя и не слишком быстро соображающий (по крайней мере, в этой сцене) кузнец запросто покидает «заколдованное место», чтобы буквально в следующем эпизоде оседлать другого черта: поменьше, поглупее и посговорчивее Пацюка.

Затем В. мужественно переносит опасный полет — и попадает в Петербург. Это во всех отношениях странное место, плавающее в море огней (как бы поменявшееся «ролями» с рождественским небом), отделенное от остального мира шлагбаумом. А значит, подобно Сечи, пребывающее за порогом. Удивительно ли, что В. с чертом немедленно попадают в компанию запорожцев, год назад проезжавших через Диканьку. Продемонстрировав им свое умение говорить «по-русски» («Што, балшой город» — «чудная пропорция»), В. с помощью хвостатого «стру-мента» заставляет запорожцев взять себя во дворец.

С дворцом все тоже обстоит далеко не просто.

Рядом с ангелоподобной государыней оказывается двусмысленный персонаж — плотный человек в гетьманском мундире, который мало того что крив (первый признак «дьяволоватос-ти»), но и учит казаков лукавить. То есть ведет себя, как самый настоящий черт, лукавый. Прямой, этимологический, смысл «темной», демонической фамилии подчеркнут соседством с «лучезарным» титулом «Светлейший» («Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом...»). Но простодушный В. снова не понимает, кто стоит перед ним (тем более что образ Потемкина уравновешен в этой сцене образом правдивого писателя Фонвизина, который тоже находится в окружении императрицы и олицетворяет «доброе», честное начало петербургской жизни). И снова духовное неведение сходит В. с рук. Он — не запорожец; он — не лукавит; он мимо Светлейшего Потемкина обращается напрямую к царице, чьи «сахарные ножки» искренне восхищают его, — и потому получает от нее желанные черевички. Тогда как хитрые запорожцы вскоре останутся с носом — Сечь, которую они просят сохранить, ради чего и прибыли в столицу империи, будет упразднена в 1775 г.

Впрочем, упразднение Сечи будет означать не только окончательное завершение «мифической древности», но и «начало конца» романтически-легендарного прошлого. Путь к нестрашной, но скучной современности открыт; малому «дитяти» В. и Оксаны суждена жизнь в мире, где приключения, подобные тем, что выпали на долю В., станут уже невозможными, ибо старинная нечисть окажется окончательно вытесненной из реальности в область побасенок Рудого Панька и в сюжеты церковных росписей кузнеца В.: «...яка кака намальована!»