ТЕМА 2. Социальный контроль

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек свя­зан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Так, воспитываясь в опре­деленной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаб­лоны поведения, формируя собственные цели и ценности, инди­вид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.

Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведе­ние человека. В широком социально-психологическом смысле со­циальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа , тем более стабильными и жест­кими являются нормы.

Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов­-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают ре­гулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе аби­туриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту стар­шего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент мо­жет делать это совершенно свободно.

Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки .

Наиболее значимыми признаками социальных норм являются:

1. Общезначимость нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства.

Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он спо­собен сделать это, не вызывая негативного общественного мне­ния.

Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества;

Если нормы являютсягрупповыми , то их общезначи­мость ограничивается рамками данной группы .

Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.

Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посто­ронний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувст­вовать неловкость. Поэтому, когда субъект первый раз попадает в новый коллектив, принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незна­комую компанию, он прежде всего старается понять нормы груп­пы , т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать. Индивид не может прий­ти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким ис­ключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное.

2. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций - наград или наказаний, одобре­ния или порицания.

3. Третий признак нормы ­наличие субъективной стороны , проявляется в двух аспектах:

Во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно;

Во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам.

Стремление человека к психологическому комфорту будет на­правлять его к установлению баланса между внешним и внутрен­ним миром.

Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное по­ведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека.

4. Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость . В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они об­разуют сложные системы, регулирующие действия людей.

Норма­тивные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта , как социального , так ивнутриличностного .

Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора . Такое противоречие - естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными.

Например , Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия пре­ступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время об­щество стремится усовершенствовать нормы и санкции для пре­дотвращения деятельности антисоциальных групп.

5. Пятым признаком или особенностью норм является масштаб­ность .

Нормы различаются по масштабу на: собственно социаль­ные и групповые.

Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы соци­ального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д.

Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки ).

Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно от­нести к социальным и групповым (табу ).

Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых чле­ны группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.

Социальные санкции

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми .

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций :

- негативные и позитивные ,

- формальные и неформальные .

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций :

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например , пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций .

Например , Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например , взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются :

Тра­диции,

Мораль и нравы,

Этикет, манеры, привычки.

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства .

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.

Напри­мер , люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например , студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе .

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.

Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

Во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

Во-вторых, передаются из поколения в поколение;

В-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например , традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции солидарность людей . Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе .

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность .

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например , нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы .

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер .

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности , если они сформированы и закреплены .

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например , молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.9. Социальный контроль

3.9. Социальный контроль

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка; механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия; социальная практика использования средств и методов социального воздействия.

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); целевая.

Виды социального контроля

1) Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля:

Формальный контроль основан на официальном одобрении или осуждении; осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях; направлен на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. К формальному социальному контролю может относиться доминирующая в обществе идеология. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

2) Внутренний социальный контроль – самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. Самоконтроль формируется в процессе социализации индивида и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля .

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых действий и поступков.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Выделяют: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Социальный контроль неразрывно связан с управлением действиями людей, социальных связей и социальных систем. Внутренними контролерами являются потребности, убеждения, а внешними – нормы, ценности, а также приказы и т. п.

Механизмы социального контроля:

психологическая поддержка конформной мотивации, ролевого поведения, статуса (материнская любовь, поддержка друзей и коллектива и др.); привычки, традиции, ритуалы; массовая молодежная культура; изоляция; обособление; реабилитация и т. п.

Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций. Социальные санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм.

Виды санкций:

А) Формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами

формальные позитивные санкции: публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т. п.);

формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Б) Неформальные, выраженные неофициальными лицами

неформальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны неформального окружения, т. е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т. д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т. п.);

– неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.).

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

В зависимости от применяемых санкций методы контроля:

а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса);

б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации);

в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором). Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне. На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство (полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура).

Элементы социального контроля: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие.

Общая рассогласованность социальной структуры в области нормативно-ценностных параметров социального поведения называется аномия. Термин «аномия» (ввел Э. Дюркгейм ) означает: 1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида); 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практической недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения. Аномия обозначает любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. В результате аномии отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Социальный заказ Из статьи «Т. н. «формальный метод»» советского литературного критика Осипа Максимовича Брика (1888-1945), опубликованной в журнале «ЛЕФ» (1923. № 1): «Все великое создано в ответ на запросы дня [...] не себя выявляет великий поэт, а только выполняет социальный

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

11. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Социальное поведение – совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги автора

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный С.К. задается

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ - парадигмальная установка социально-исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно-объектной оппозиции. Различают

Из книги автора

3.9. Социальный контроль Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка; механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия; социальная практика использования средств и

В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

· внешний контроль;

· внутренний контроль;

· контроль через отождествление с референтной группой;

· контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

1) Первая форма контроля - внешний социальный контроль - это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить.

2) Вторая форма контроля - внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

3) Третья форма - контроль через отождествление с референтной группой - позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4) Четвертая форма - так называемая "множество возможностей" - предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.



Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

· Принуждение , так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы

· Влияние общественного мнения . Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений.

· Регламентация в социальных институтах и организациях . Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них - организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль - не основная функция (например, школа, семья, средства массовой информации, администрация учреждений).

· Групповое давление . Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.


37. Девиантное поведение, его причины.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права . К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

o индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

o групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) .

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям :

o сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.;

o особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

o сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом . Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения . Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения . Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.


38. Социализация. Основные агенты и этапы социализации.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.


39. Общественное мнение: способы изучения, функции, проблемы истинности.

Общественное мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

связей с общественностью В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека»,

Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:

Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.

Социологические исследования состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.

Выборка - отбор группы единиц опроса, которая должна представить совокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь. В процессе отбора выборки нужно учитывать два фактора:

Определение метода вероятностного отбора выборки;

Соблюдение принципа объективности.

С учетом этих факторов можно использовать два основных метода отбора респондентов: случайный и неслучайный. Первый метод является более научным, второй - менее формальным. Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку. Существуют четыре типа случайных выборок.

1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения, а потом из него по принципу случайности отбирается нужное количество единиц для опроса. Объем случайной выборки зависит от численности населения и его однородности.

2. Систематизированная случайная выборка. Она похожа на простую случайную выборку. Но здесь присутствует случайная начальная точка в общем списке населения и определенный шаг отсчета. Надежность этого типа выборки несколько ниже.

3. Стратифицированная случайная выборка. Она используется для изучения разных сегментов групп (страт) населения.

4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Кластерный отбор выборки предусматривает сначала разделение населения на небольшие однородные подгруппы (кластеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

Неслучайный отбор. Такие выборки делятся на две разновидности - пригодные и квотные.

1. Пригодные выборки формируются по принципу «воспользоваться удобным случаем». Это преимущественно неструктурированные, несистематизированные выборки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения (как пример - журналистские интервью на улице).

2. Квотные (целевые) выборки предоставляют исследователю общественного мнения возможность подобрать респондентов по определенным характеристикам (женщины, мужчины, представители отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д.). Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество - однородность исследуемой выборки, надежность исследования.

Анкета. Правила построения анкеты:

1. В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели.

2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, где указано, кто и с какой целью к нему обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.

3. В анкете пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Такие вопросы предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен».

4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они были доступными и конкретными.

5. Не следует формулировать предвзятых вопросов.

6. Не следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.

8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.

Интервью. Существует несколько видов интервью: персональные, телефонные, групповые (фокус-группы).

Групповые интервью являются в практике PR наиболее распространенной формой исследовательской работы.

Функции общественного мнения:

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

истинность и ложность высказываний общественности зависят прежде всего от самого рассуждающего субъекта, а также источников, из которых он черпает знания .

степень истинности мнения, основанного на личном опыте (пропущенного через призму личного опыта), зависит от способности суждения говорящего . В жизни довольно часто встречаются в высшей степени зрело рассуждающие “юнцы” и совсем “зеленые” старцы, точно так же, как и далекие от непосредственной практики, но тем не менее обладающие истиной “теоретики” и впавшие в самые грубые ошибки деятели “от сохи”. Природа этого явления проста: люди, независимо от непосредственного опыта, бывают более и менее грамотными, образованными, более и менее компетентными, способными к анализу.


40. Сущность и понятие культуры. Общее и различие в культурах.

Культура понимается как…

· совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

· исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)

· общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)

· сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты) . Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому) , на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”) . В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму) , и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество, с точки зрения другого, пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.


41. Взаимодействие культуры и экономики.

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства»,

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека.

любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.


42. Формы культуры. Проблемы массовой культуры.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

В большинстве современных обществ культура существует в
следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,
обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура
продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой
информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им
своих ценностей и стандартов жизни.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская.


43. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования.

социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.

Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).

Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.

В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.

Функции системы социального контроля

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:

1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют личность в социальное окружение;
  • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  • контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

  • формально определены;
  • закреплены в нормативных актах;
  • подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

  • не закреплены официально;
  • поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

  • они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
  • выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:

  • неформальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны неформального окружения, т.е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т.д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т.п.);
  • формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т.п.);
  • неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.);
  • формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

  • через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;
  • через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;
  • через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

Жизнь человека регламентируется многочисленными нормами, которые определяют, что хорошо, а что плохо. Одним из механизмов создания и поддержания порядка среди людей является социальным контролем, который имеет разные виды и особенности.

Что такое социальный контроль?

Механизм, используемый для поддержания порядка в обществе, называется социальным контролем. С его помощью можно предотвратить возникновение отклонений в поведении людей и получение наказаний за них. Для него используется нормативное регулирование. Социальный контроль – это средство, которое помогает человеку усвоить нормы культуры, сложившиеся в обществе. Впервые этот термин был введен во Франции социологом Габриэлем Тардомом.

Социальный контроль в социологии

Для регуляции человеческого поведения в обществе используются разные методы, которые подразумевают подчинение индивида группе. Понятие социального контроля включает два элемента: нормы и санкции. Под первым термином понимают правила и стандарты, закрепленные законодательством или одобряемые обществом, которые регулируют поведение людей. Санкции – элементы социального контроля, подразумевающие определение методов для поощрения и наказания, которые стимулируют людей придерживаться норм.

Социальный контроль в экономике

Любая организация создает группы людей, которые базируются на определенной форме социального контроля. Исследователи в истории экономики выделили четыре основных вида регулирования.

  1. Для первобытных людей сущность социального контроля имела нравственный характер.
  2. Когда установился рабовладельческий строй, то использовались телесные наказания.
  3. В период феодализма социальный контроль базировался на административных ограничениях.
  4. Во время установления капитализма использовался экономический контроль.

Социальный контроль в религии

Для осуществления связей в общественности и в качестве средства социального контроля применима религия, которая объединяет огромное количество людей. У нее есть собственные методы и приемы, базирующие на авторитете Господа. Если заглянуть в истории, то можно найти много примеров, когда религиозные средства социального контроля помогали поддерживать общественные связи, когда роль государства ослабевала. В таком случае к основным инструментам религии можно отнести: культ пророка, священные книги и веру.

Зачем нужен социальный контроль?

Во всех типах общества существовал социальный контроль и изначально это были простые обычаи, с помощью которых понимали, что есть приемлемым, а что нет. Есть ряд важных функций, для которых используется социальное регулирование:

  1. Охранительная. При помощи определенных ограничений можно сохранить общественные (жизнь, честь, свобода, имущество и так далее) и предотвратить попытки посягательства на них. С помощью охранительной функции можно передавать социальный опыт от одного поколения к другому.
  2. Регулятивная. Функции социального контроля проявляются на разных уровнях жизни, и в данном случае подразумевается совокупность процессов, которые направляют, определяют и ограничивают форму для воплощения собственного потенциала и опыта человека или группы в определенных условиях.
  3. Стабилизирующую. Значение социального контроля для общества проявляется в возможности предсказывать поведение человека в разных ситуациях, что помогает обеспечивать социальный порядок.

Виды социального контроля

Существует несколько классификаций, которые ориентируются на разные критерии. Есть формы социального контроля, зависящие от субъекта:

  1. Административный. Реализуется руководителями на разных уровнях с ориентиром на существующие нормативные документы. К минусам можно отнести то, что административный контроль не всегда может быть оперативным, объективным и всеохватывающим.
  2. Общественный. Структура социального контроля включает форму регулирования, которая осуществляется благодаря общественным организациям. Для этого используют разные уставы и положения, связанные с их статусом. Его эффективность обусловлена тем, что подобные группы являются организованными и структурированными.
  3. Групповой. Здесь подразумевается взаимный контроль отдельных участников коллектива. Он может быть формальным, то есть когда используются собрания, совещания и конференции, и неформальным, подразумевающим общее коллективное мнение и настроение.

Внутренний и внешний социальный контроль

Если ориентироваться на сферу регулирования, то выделяют следующую классификацию:

  1. Внешний социальный контроль. Подразумевает совокупность определенных механизмов, используемых для регулирования действительности человека. Он может быть формальным и неформальным. Об этой классификации будет сказано далее. В современном мире такой контроль является неэффективным, поскольку приходится постоянно следить за действиями каждого человека или социальной общности. В результате образуется некая цепочка «контролеров», что в большей степени свойственно тоталитаризму.
  2. Внутренний социальный контроль. Здесь имеется в виду, что каждый человек контролирует себя самостоятельно, учитывая известные нормы поведения. Корректировка поведения осуществляется при помощи чувства виды и стыда, которые человек ощущает в результате нарушения социальных правил. Для успешного функционирования самоконтроля важно четкое выделение норм и ценностей.

Формальный и неформальный социальный контроль

Как уже говорилось, внешнее регулирование делится на две отдельные группы:

  1. Формальный контроль. Подразумевает официальное согласие или отрицание со стороны власти или разных организаций, СМИ, систем образования и так далее. Для этого используются разные законы, указы, инструкции и другие документы. Формальный социальный контроль – это ряд действий, которые предназначены для того, чтобы заставить человека соблюдать закон. Для этого существуют разные органы власти. Хорошие результаты он дает в больших группах.
  2. Неформальный контроль. В этом случае подразумевается получение одобрения или осуждения от родственников, друзей, коллег и других людей из окружения. Для этого используются традиции, обычаи и СМИ. Неформальный контроль осуществляют такие социальные институты: семья, школа и церковь. Результаты он дает при ориентире на маленькие группы.

Социальный контроль и самоконтроль

Уже было сказано, что внутренний социальный контроль еще называется самоконтролем и под ним подразумевают оценку и регулирование собственных , мыслей и поведения. В этом случае большое значение имеет воля, которая определяет способность человека принимать и реализовать осознанные решения. Социальный контроль обеспечивает возможность достигать в жизни поставленных целей. Его можно определить, ориентируясь на врожденные генетические характеристики и на психологические человеческие навыки.


Социальный контроль и девиация

Отклонение от социальных норм или девиация подразумевает поведение отдельного человека или группы лиц, которое противоречит существующим нормам. Они могут принимать разные формации. В пример нарушителей можно привести преступников, грешников, новаторов, гениев и других людей, чье поведение выделяется за грани дозволенного. Стоит отметить тот факт, что социальный контроль определить очень сложно, поскольку часто ситуации не являются однозначными

Стремление к подобным отклонениям может быть вызвано рядом причин, которые имеют биологическую, психологическую и социальную природу. Структура девиации включает три основных компонента:

  1. Человек, который имеет определенные черты поведения.
  2. Нормы, закрепленные для того, чтобы оценить повеление девиантного типа.
  3. Люди или организации, которые могут регулировать повеление человека.