Уже несколько лет зрители следят за удивительными приключениями зоолога, журналиста и эксперта по выживанию в дикой природе в познавательной передаче «Рейтинг Баженова».

Тимофей Баженов родился 25 января 1976 года в Москве. Родители Тимофей Баженов и Татьяна Иванова - журналисты. Родители развелись, когда мальчик был маленьким. Одна из вероятных причин - увечья лица, полученные матерью после автомобильной аварии. Тимофей по сей день не простил отца. Воспитали Тимофея бабушка (врач) и мама.


В школе, по словам Тимофея, учился плохо, ненавидел точные науки, особенно алгебру. Баженов однажды сказал, что, если бы ему разрешили пропускать уроки в старшей школе, он стал бы академиком. Учиться пошел в 6 лет, был младше одноклассников, поэтому в начальной школе не было друзей. С детства обожал столярное дело - в 9 лет соорудил парилку в бане на даче.


Рассказы Баженова о низких отметках и жестоких учителях, вероятно, преувеличены. После окончания школы Баженов поступил сразу на два факультета МГУ (вечерние отделения): журналистики и биологический. Первый в 1998 году окончил с красным дипломом. В 2001 году получил диплом Московского педагогического государственного университета.

Журналистика

Будучи студентом, работал на радио. В молодости Тимофей Баженов вел на ВГТРК программу «Заповедник» и «Музыкальный Экспресс». Работал спецкором на «Радио Россия» и ведущим на новостном канале «Голос России». В молодости, по словам Баженова, работал дрессировщиком.

После окончания университета Тимофея Баженова взяли на НТВ сотрудником отдела спецпроектов. Освоил разные телевизионные профессии: от суфлера до режиссера прямого эфира. Работал корреспондентом на программах «Сегодня», «Итоги», «Намедни», «Профессия - репортёр».


С благодарностью вспоминает работу с мэтрами отечественного телевидения: , Олегом Добродеевым, Владимиром Кулистиковым.

Создал цикл «Специальный репортаж» для новостной программы «Сегодня», снял 10 документальных фильмов. Служба в армии пригодилась: вел репортажи с поля военных действий. Попал в плен, был ранен. Освещал события в Государственной думе РФ. Вел программу «Впрок» на НТВ.

"Моя планета"

В 2000 году Тимофей Баженов занялся программами о природе. Снял ряд документальных фильмов о мире животных. С 2003 года выходили занимательные передачи о повадках птиц и зверей «Дикий мир» - интересные истории, впечатляющие видеосъемки, работа съемочной экспедиции в самых удаленных, укромных уголках России. Зрителям представлена возможность увидеть красивейшие места Родины. Снято около 300 фильмов. Программа просуществовала на НТВ семь лет.


Тимофей Баженов и его животные

Параллельно снимался в детской программе «Сказки Баженова». Сценарии придумывала мама Тимофея, Татьяна Ивановна. Героями программ стали раненные или брошенные животные, которых ведущий привозил из командировок в личный загородный дом. Зверей выхаживали, дрессировали, а после закрытия проекта звери переселились в зоопарки. В семье осталась только говорящая ворона Варя, которая научилась произносить слова голосом мамы автора.

"Рейтинг Баженова"

В 2010 году Тимофей Баженов ушел с НТВ. Возвратился на ВГТРК, где стал ведущим передачи «Рейтинг Тимофея Баженова». Режиссеры экстремально-познавательной передачи: Александр Чекалин, Алексей Моторин, Игорь Матросов. Премьера состоялась 17 ноября 2010 года.


Программы рассказывают о нетронутой природе, местах обитания диких животных и их поведения в условиях естественной среды обитания. «Рейтинг Баженова» учит методам выживания человека, попавшего в дикую природу без средств необходимой защиты. В рамках телепрограммы Баженов проверяет возможности организма человека при попадании в экстремальные условия.

«Человек для опытов» вышел в 2012 году. Этот цикл посвящен отношениям человека и окружающего мира. Сюжеты фильмов посвящены загадочным явлениям, природным аномалиям, последствиям небрежного отношения человека к природе. Снят фильм о поездке Тимофея в Оренбургскую область, чтобы показать зрителям соляной гейзер. В Крымских горах Баженов ищет вопрос существования антигравитации.

В рамках цикла «Человек для опытов» Баженов побывал в заброшенном городе Припять в Чернобыле. Он исследовал следы влияния радиации на живую природу Чернобыльской зоны.

В проекте 2016 года «Дикарь» Тимофей Баженов путешествует по просторам России с одним рюкзаком. Программа - видеопособие по экстремальному туризму. Цель цикла передач - в увлекательной форме помочь зрителю увидеть красивейшие уголки России и научить приемам выживания наедине с дикой природой.


Программы цикла «Могло быть хуже» - очередное экстремальное шоу. В нем Тимофей ставит над собой эксперименты: ночует в палатке на лютом морозе, ходит босиком по углям, ныряет в прорубь, сидит в бочке с аммиаком - в сумме более 300 трюков. Отношение публики неоднозначное - съемочную группу обвиняют в постановочных трюках (авторами было заявлено, что программы снимаются без монтажа и компьютерной графики).

Согласно сценарию «Войны миров» (март 2014 года), Баженов приезжает в места, известные аномальными явлениями: Тимофея ждут мутанты-ящерицы в средней Азии, песцы, живущие под Астраханью. Он ищет следы «чупакабры» под Воронежем, идет в темные и непроходимые топи, чтобы увидеть болотных сов.


Баженов рассказывает, почему медвежат в народе прозвали «Пестунами», и на чем основана гипотеза о том, что медведь - прямоходящий волк. Отправляется в дикий лес, искать кабанов.

Еще один цикл передач - «Кастинг Баженова» (2016). Тимофей выбирает на лоне природы подругу. По сюжету, кандидатки на сердце завидного жениха проводят с Тимофеем выходные в экстремальных условиях. Им пришлось ночевать под открытым небом, питаться, тем, что добудут, преодолевать трудности, связанные с жизнью в дикой природе. Участницы программы проходили жесткий отбор. Сначала они сдавали тест на фотогеничность. Выдержавших испытание пригласили на вторую часть кастинга, в которой девушек испытывали на выносливость, находчивость и умение сконцентрироваться в опасный момент. Участие в передаче досталось 9 претенденткам.

Наиболее удачной стала программа с участием Даны Релли. Возможно потому, что Дана - профессиональная актриса и модель. Девушка закончила ГИТИС, сейчас работает в программе «Поле чудес» ("Первый канал"). После окончания проекта «Кастинг Баженова» вместо предложения стать женой получила приглашение вести программы вместе с Тимофеем на канале «Живая планета». До свадьбы, конечно, не дошло.

Личная жизнь

41-летний ведущий не женат. Детей нет. Баженов - закоренелый холостяк. Причину объясняет нелюбовью к рамкам, ограничивающим свободу. Признает, что регулярно меняет партнерш женского пола. Из-за плотного графика съемок не углубляется в ухаживания, поэтому романы недолговечны. Женщин предпочитает умных и красивых, необязательно моложе себя. В противоположном поле ценит, прежде всего, доброту и готовность довериться.


Тело Тимофея Баженова украшено татуировками. Он сделал тату, утверждая, что изображения добавляют привлекательности в глазах женского пола и помогают "быстрее затянуть красавицу в постель". В свободное время режет по дереву и чинит автомобиль.

Тимофей Баженов cейчас

В «Инстаграме» и «В Контакте» есть страничка «Баженовцы». Подписчики называют себя «сообществом тех, кто смотрит передачи Тимофея Баженова и не относится к ним слишком серьёзно». На страницы выкладываются живописные фотографии природы, занимательные факты и комментарии.

Сегодня продолжают выходить программы «Рейтинг Баженова». Сейчас на НТВ идет реалити-шоу «Дикий мир с Тимофеем Баженовым», снятое в рамках познавательной программы о представителях мировой фауны. Съемочная группа из 25 человек путешествует по просторам России на внедорожниках. Чтобы снять уникальные кадры нетронутой природы, группа использует современную технику: тяжелые грузовики, вертолет, морское судно, воздушный шар.

Проекты

  • «Самые опасные животные»
  • «Закон природы»
  • «Война миров»
  • «Человек для опытов»
  • «Могло быть хуже»
  • «Могло быть ещё хуже»
  • «Дикарь»
  • «Кастинг Баженова»

Член Российской академии с 1784 года.

Биография

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711-после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу.

Из школы Ухтомского Баженов - по ходатайству И. И. Шувалова - перешёл в Академию художеств; там его свои способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.

В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель собора Св. Петра, учился гравированию.

Вслед за Ж. -Ж. Суффло, К. -Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина).

Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.


Photoglob AG, Zürich , Public Domain

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыне.

В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов , что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но по воле императрицы сооружение было отложено и потом оставлено совсем; снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена .


Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII в. и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 г., работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».


Неизвестно , GNU 1.2

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX в. его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле.

Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.


Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем - в 1790-х гг. - к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

После своего вступлении на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область).

В. И. Баженов - великий русский зодчий эпохи классицизма, зачинатель псевдоготики в русской архитектуре, теоретик этого вида искусства и педагог.

Обретение профессии

Родился он 1(12).03.1738 года в Москве. Будучи сыном бедного дьячка Ивана Федоровича Баженова, служившего в придворной кремлевской церкви, будущий великий архитектор, казалось бы, не имел особых шансов на блестящую карьеру. Но в детстве обнаружился у мальчика талант рисовальщика: Василий бродил по Москве и срисовывал разные здания. Его необычное увлечение, интуитивный вкус в выборе произведений зодчества для своих зарисовок, точность изображения заметил архитектор Д. В. Ухтомский, взяв его в ученики.

После школы Ухтомского Василий Баженов поступил в . В процессе учебы способности Баженова настолько укрепились и созрели, что его преподаватель С. И. Чевакинский пригласил молодого человека к себе в помощники, когда он строил Никольский морской собор. А в 1759 г. Баженов был удостоен чести быть первым пенсионером (стипендиатом) Академии художеств, которого направили учиться за границу. В Париже Баженов стал учеником профессора Шарля Давайи, занимался изготовлением деревянных моделей архитектурных частей и даже целых зданий, наиболее знаменитых в городе. Такова была, например, модель галереи Лувра.

В Риме юный архитектор учился гравированию и тоже моделировал знаменитые объекты, в частности - Собор Святого Петра. Получив звание профессора архитектуры от Римской и Флорентийской Академий и став членом Болонской Академии, Баженов возвратился в Россию с мировой известностью. Ему предрекали великое будущее.

Зрелое творчество

На родине Баженов стал участником академической программы на профессорскую степень, когда рассматривались проекты комплексов увеселительных сооружений для императрицы Екатерины. Но ожидания Баженова не оправдались. Он не получил ни звания, ни должности и уволился с академической службы. Работа для Баженова нашлась в Артиллерийском ведомстве князя , который взял его на должность главного архитектора, присвоив чин капитана. К этому периоду относится строительство дома Пашкова в Москве, авторство которого, предположительно, принадлежит Баженову. Кроме того, но это уже достоверно известно, Баженов проектировал и строил в Царицыне дворцовый комплекс.

Судьба этого комплекса трагична. Это был ансамбль сооружений с новаторским сплавом элементов барокко образца 17 века с западноевропейским готическим декором. Когда Екатерина приехала в первопрестольную и посетила строительство дворцового , она была возмущена тем, что императорский и великокняжеский дворцы были равными по размеру, и велела снести оба. Баженова она отстранила от этой работы. Зодчий пытался открыть «партикулярную» академию, набрать учеников, чтобы обучать молодежь архитектурному искусству. Но и в этой затее оказалось слишком много препятствий, чтобы осуществить задуманное.

Баженову приписываются еще несколько архитектурных объектов: некоторые постройки в Кремле, Старый Арсенал в Санкт-Петербурге, Владимирская церковь в пригороде Москвы (Быково), Каменноостровской дворец великого кн. Павла Петровича в Петербурге и другие. Документальных подтверждений не сохранилось, поэтому доказать или опровергнуть эти предположения не представляется возможным. Точно установлено, что авторство Баженова принадлежит большому мосту в Царицыно - это, кстати, один из немногих объектов, сохранившихся до наших дней. Известно также, что Баженов участвовал в разработке проекта Михайловского замка в Петербурге, но и здесь работали несколько мастеров, например, Франсуа Виолье, В. Ф. Бренна. Павлом Петровичем был принят и затем осуществлен проект В. Ф. Бренны.

Последние годы

Отвергнутый , лишенный служебной карьеры и заработков, Баженов стал принимать частные заказы. Немилость императрицы современники объясняли сложным самолюбивым характером зодчего, а также его связью с масонами, к которым имел отношение и наследник Павел. Екатерина усматривала в создавшейся ситуации некие политические цели, и первым, на кого обрушился ее гнев, оказался Баженов. Поэтому он и был отстранен от службы.

С 1796 г., когда вступил на престол, Баженов вместе с другими гонимыми Екатериной, был вновь приближен ко двору. Как вице-президент Академии художеств он должен был собрать чертежи наиболее значительных зданий в России, по которым можно было бы проследить и изучить развитие отечественной архитектуры. Кроме того, он должен был исследовать вопрос перспективы развития талантов молодых русских художников, которые уже приняты или будут приняты в Академию художеств. Баженов с воодушевлением принялся за порученное дело и многое бы сделал, если бы внезапная смерть не оборвала радужные планы.

Умер архитектор 2(13).08.1799 года в Санкт-Петербурге. Баженова похоронили в Петербурге, но в 1800 г. его останки перевезли на родину, в с. Глазово (Тульская обл.).

7 021 views

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.

Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.

Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.


Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга

Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.

Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.

Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.




Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.

Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.







Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

МОСЛЕНТА продолжает рассказ о зодчих, благодаря которым наш город обрел свой неповторимый облик. Сегодня речь пойдет о гениальном художнике, коренном москвиче Василии Ивановиче Баженове - создателе самого красивого дома столицы, одного из символов нашего города, знаменитого Дома Пашкова.

История архитектуры часто несправедлива к людям, ее творящим. Порой великолепные здания доходят до нас, имена же их создателей теряются в веках. А иногда в людской памяти остаются имена зодчих, а плоды их деяний уходят в Лету. А еще бывает так, что здания ассоциируются у нас не с именами их создателей, а с совершенно другими людьми, порой совсем не соответствующими их масштабу. Такова судьба одного из архитектурных шедевров нашего города, известного как Дом Пашкова - возможно, самого красивого и гармоничного здания Москвы. Оно увековечило имя торговца водкой, чудака-миллионера Петра Пашкова, хотя по справедливости должно было прославить другого человека - гениального архитектора Василия Ивановича Баженова.

О роли водки в градостроительстве

Род Пашковых известен со времен Ивана Грозного, при первых Романовых его представители выбились в воеводы. Егор Иванович был денщиком при молодом Петре Первом, к Полтавской баталии стал капитаном гвардии, потом был прокурором Военной коллегии, а к старости получил назначение на должность астраханского губернатора. Прославился тем, что участвовал во многих расследованиях, связанных с казнокрадством, и упек в Сибирь немало вороватых бояр и чиновников. Заодно разжился конфискованным имуществом, что в те времена было делом законным.

Сын его Петр Егорович с детства был записан в гвардию, но дальше капитан-поручика Семеновского полка по службе не продвинулся. Зато он поднаторел в том, что тогда именовалось откупами: в стране была монополия на водку (что давало до 40 процентов бюджета), а он выкупал у казны за фиксированную плату право производства и продажи зелья. При правильном ведении торгового и кабацкого бизнеса выгода получалась огромной. Пашков стал миллионером. Но вот беда: уважения в высшем обществе подобные занятия не приносили, скорее, наоборот. Самолюбие Пашкова было уязвлено, и он решил ответить в духе, вполне логичном для людей его типа: построить роскошный дворец, который затмит всех «аристократов духа».

Иоганн Рихтер

«Moskwa. Eine Skizze», 1799 год

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа

Для этого миллионер скупил земли на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, и пригласил самого знаменитого архитектора своего времени - Василия Баженова, предоставив ему полный творческий карт-бланш и почти неограниченные средства. Так благодаря тщеславию водочного короля и таланту великого мастера Москва получила дворец, ставший ее украшением на века.

Гравюра «Вид Моховой улицы у дома Пашкова» Жерара Делабарта

Великолепный вид дворца со стороны Боровицкой площади, на самом деле, его обратная сторона или задний фасад. Зодчий хотел поставить дворец в самом выигрышном месте - на краю холма, смотрящего на Кремль и Москву-реку. Но с этой стороны холм был очень крутым, что исключало возможность удобного подъезда для карет. Баженов нашел выход: парадный въезд и главный вход он расположил с противоположной стороны, но само здание спроектировал так, что его задняя часть выглядела не менее презентабельно и изящно, чем передняя. Дворец расположен чуть по диагонали к прямому углу Моховой и Воздвиженки, зато отлично смотрится издали. Склон же холма был отдан под парк с фонтанами и небольшим зверинцем. Он отлично просматривался со стороны Моховой улицы, из-за чего вдоль ограды дворца всегда толпились зеваки.

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799 год .

Кстати, изящной лестницы, которую мы видим сейчас, изначально не было, она появилась лишь через полтора века, в 1934 году. Ее автор - знаменитый ландшафтный дизайнер и архитектор Виталий Долганов.

В творении Баженова можно найти все архитектурные стили, присущие второй половине XVIII века (строительство велось в 1784-86 годах). В основе классические формы, с портиками, колоннами и бельведером. Контуры здания гармоничны и изящны. В то же время автор не поскупился на богатый декор, который более соответствует барочной, а в некоторых деталях даже готической традиции. Но мы уже не раз говорили, что большой художник всегда выше узких стилистических рамок и работа Баженова - это лишнее тому подтверждение. Дом Пашкова чем-то напоминает французские замки в долине Роны или Луары, а чем-то - русские ампирные дворцы последующей эпохи. Во многом Баженов опередил время, но это было в его характере. Он вообще был фигурой, которая трудно укладывалась в общепринятые рамки.

Первый пенсионер Академии

Василий Иванович Баженов родился в семье церковного псаломщика в 1737 году или годом позже. По одним данным, его отец служил в Страстном монастыре, по другим - в церкви Иоанна Предтечи, «за золотой решеткой» в Кремле. Василий с детства пел в церковном хоре, но его истинной страстью было рисование.

«...я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником... Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ... по зимам из снегу делывал палаты и статуи, чтобы и теперь я желал то видеть» .

Неизвестный художник. Портрет Василия Ивановича Баженова

Фото: Василий Федосеев / РИА Новости

Юный самоучка начал подрабатывать на росписях церквей, даже стал зарабатывать. Его талант привлек внимание, и Василия Иванова (молодых людей в документах того времени именовали без фамилий, но по отчеству) определили в архитектурную школу знаменитого московского зодчего князя Дмитрия Ухтомского. Но молодому человеку не хватало базовых знаний, и его отдали на обучение в Московский университет. Оттуда покровитель университета Иван Шувалов перевел его в только создаваемую Академию художеств. Она располагалась в Санкт-Петербурге, хотя числилась при Московском университете. Шувалов перевез талантливого юношу в столицу и поселил в своем дворце, поручив его заботам другого известного мастера Саввы Чевакинского. Ухтомского и Чевакинского сам Баженов впоследствии называл своими учителями.

Баженов оказался в самом центре общественной и политической жизни страны. Он набирался опыта на строительстве Никольского Морского собора, а благодаря тому, что жил в доме всесильного елизаветинского фаворита, мог общаться с виднейшими людьми своего времени. Во многом этот просвещенный круг и сформировал его ценности и идеалы. Около 1760 года Василия Баженова и художника Антона Лосенко командировали для продолжения обучения в Париж - они вошли в историю как первые пенсионеры Академии художеств.

За границей Баженов пробыл пять лет - сначала во Франции, затем в Италии. Он с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий. Много рисовал, проектировал, делал макеты.

«...Академия художеств мною первым началась, откуда я был послан в чужие края, во Франции учился в теории, за что похвалы имело от всей Академии Парижской, примечал я и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большею охотою, а мои товарищи французы молодые у меня крадывали мои продукты и с жадностью их копировали...» (из автобиографии В.И.Баженова) .

Академик-артиллерист

Вернувшись в Россию, Баженов попал в новую, екатерининскую Россию. Под влиянием молодой императрицы страна менялась, всерьез шли разговоры о скорой отмене крепостного права. Конечно, восторженный молодой художник всецело окунулся в общественную жизнь, даже стал членом модной тогда масонской ложи. Он практически сразу получил императорский заказ на перестройку Екатерингофа, по выполнении которого ему было присвоено звание академика. А вот оплачиваемого звания профессора Академии художеств он не получил из-за сложных отношений с новым главой академии Иваном Бецким. Строптивый характер зодчего еще не раз аукнется ему в дальнейшем…

В итоге Баженова «приютил» всемогущий фаворит Григорий Орлов, возглавлявший артиллерийское ведомство. Зодчий получил звание капитана и статус главного архитектора артиллерийской Канцелярии, ему было поручено строительство нового Арсенала и дворца на Каменном острове. Проект получил восторженные оценки, но в реальность так и не воплотился, оставшись в чертежах.

Но Баженов в фаворе - его командируют в Москву, где Екатерина задумала строительство нового Кремлевского дворца. Главным архитектором проекта и был назначен Василий Иванович, которому не было и тридцати.

Форум для императрицы

То ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным, то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства

План зодчего был грандиозен и концептуален. Он задумал полное изменение идеологии Кремля и градостроительной структуры центра Москвы. Для этого предлагалось снести часть уже не актуальных крепостных стен, не самых значительных церквей и старых построек, несколько изменить ландшафт и создать единый ансамбль, в который вошли бы древние кремлевские храмы и площади. Их должны были соединять колоннады и портики, в которые вписывались новые дворцы и общественные здания. Центром комплекса должен был стать амфитеатр, где просвещенный монарх мог общаться со своим народом. Зодчий назвал все это «Форумом Великой Императрицы».

    Модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в Музее архитектуры

    Фрагмент модели Большого Кремлевского дворца в Москве работы зодчего Василия Баженова

Замысел Баженова был настолько неожиданным, что вызвал неоднозначные оценки - восторг одних и активное неприятие других. Кого-то пугала потеря исторического облика Кремля, кого-то - демократические новации. Екатерина поначалу оценила идею положительно и дала указание приступать. 1 июня 1773 года торжественно заложили первый камень. Строители успели снести южную стену Кремля (которая вдоль Москвы-реки), после чего из канцелярии поступило указание остановить работы. Сначала стройку законсервировали, а потом и вовсе отказались от нее. Официальная причина так и не была названа, а домыслов в избытке: то ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным (пугачевщина сильно повлияла на взгляды Екатерины), то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства.

Макет был выставлен на всеобщее обозрение (для него даже был построен специальный павильон) и его показывали как одну из достопримечательностей Москвы. Сейчас он находится в Музее архитектуры имени Щусева, так что каждый желающий может ознакомиться с ним и составить свое мнение о грандиозном, но несбывшемся проекте.

Баженов семь лет отдал Кремлю. За эти годы вокруг него сформировался кружок молодых зодчих, из которых впоследствии выйдет целая плеяда выдающихся мастеров - Матвей и Родион Казаковы, Иван Еготов. Кроме этого, архитектор занимался благотворительностью: «Набирал беднейших я, для их обучения выписывал нужные книги, покупал эстампы, редкие картины, гипсы и все, что касается до художества». Вполне в духе эпохи просвещения. Из-за этого Баженов влез в долги, которые всю жизнь будут его преследовать.

Несмотря на незавершенность кремлевской эпопеи, мастер по-прежнему получал заказы от казны. Например, вместе с другом и учеником Матвеем Казаковым Баженов строил комплекс павильонов на Ходынском поле для празднования победы над турками, а потом получил заказ на строительство нового московского императорского дворца в Черной Грязи, которую по этому случаю переименовали в Царицыно.

Несбывшаяся мечта гения

Царицынская история схожа с кремлевской - замысел автора был столь грандиозным, что полностью реализован он так и не был. В секвестрированном виде комплекс достраивал Казаков, но тоже не достроил. Это вторая большая трагедия в жизни Баженова, ведь Царицыно он отдал десять лет жизни…

И снова причины, по которым стройка остановилась, остались в тумане. Из писем архитектора становится понятно, что были серьезные проблемы с финансированием: деньги выделялись нерегулярно, да и смета оказалась сильно превышенной. Баженов вкладывал свои деньги, снова погряз в долгах и даже вынужден был продать свой московский дом, коллекцию картин и библиотеку. Многодетная семья архитектора ютилась в деревянном доме прямо на стройке.

В советские времена, когда модно было из любого человека делать борца с самодержавием, именно версия о сложных отношениях художника с властью стала особенно популярной

Вторая причина - неудобство дворца для проживания. Увлеченный концептуальным замыслом, зодчий не всегда заботился о комфорте будущих обитателей, что вызвало недовольство Екатерины. Во время визита в Царицыно она обратила внимание на какие-то бытовые нюансы и приказала остановить строительство. При этом на словах она была милостива с мастером, допустила «к руке» его супругу. Третья версия, как обычно бывает, конспирологическая и связана с масонской деятельностью Баженова. К этому времени императрица окончательно отошла от демократических увлечений своей молодости, и те, кто не уловил это, постепенно оказались в опале. Достаточно вспомнить репрессии в отношении Александра Радищева и Николая Новикова. Баженов же не скрывал дружбы с последним, а в готическом царицынском декоре активно использовал масонские символы. В советские времена, когда модно было из любого человека делать борца с самодержавием, именно версия о сложных отношениях художника с властью стала особенно популярной.

Макет «Панорама Царицына» на выставке в Среднем дворце Екатерины II (Оперный дом) в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Но борцом с самодержавием Баженов, конечно же, не был. Он был гениальный художник, творец. А ремесло архитектора подразумевает сочетание полета фантазии с расчетом - как физическим, так и сугубо материальным. Нужно просчитывать нагрузку, освещение, вентиляцию и тысячи других нюансов. А еще финансы: от стоимости каждого кирпича до зарплаты рабочих. И учитывать традиционное воровство и разгильдяйство. С последним у Баженова всегда возникали проблемы.

Но «нет худа без добра». Уволенный (точнее, ушедший в отпуск по состоянию здоровья) с государевой службы Баженов стал активно работать частным образом, и именно в эти годы были созданы его лучшие шедевры, в том числе уже упомянутый Дом Пашкова. А еще дом Юшкова на Мясницкой, стоящий по сей день напротив Почтамта. Сейчас там расположена Российская академия живописи, ваяния и зодчества, что очень символично. Стоит обратить внимание и на знаменитый дом Румянцева на Маросейке, в котором сейчас посольство Белоруссии. Хотя здание сильно перестроено, незаурядный почерк Баженова в нем заметен. Довольно много строил мастер и в Подмосковье, в частности, ему приписывают авторство Владимирской церкви в Быково, построенной по заказу московского градоначальника Михаила Измайлова. Возможно, по проекту Баженова построена и Знаменская церковь в селе Вешаловка Липецкой области, где располагалось имение Татищевых. Это из того, что сохранилось.

Здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества («Дом Юшкова»)

Фото: Эдуард Межерицкий / Фотобанк Лори

Здесь стоит оговориться, что документальных подтверждений авторства во многих случаях нет. Во-первых, когда работа велась по частному заказу, то документация могла не вестись вовсе. Во-вторых, документы могли быть утрачены, как случилось с бумагами по Дому Пашкова, которые сгорели во время пожара 1812 года. Практически все дома не раз меняли владельцев, что также не способствовало сохранению старых документов.

В 1796 году умерла императрица Екатерина, и на престол вступил Павел. Для Баженова, который был дружен с императором, наступил самый счастливый период карьеры. Он получает чин действительного статского советника (генеральский чин, дававший право на потомственное дворянство), становится вице-президентом Академии художеств, получает в дар деревню «с тысячей душ», что наконец решило его финансовые беды. Павел поручает Баженову проектировку и строительство своего нового дворца - Михайловского замка. К сожалению, этот счастливый период был недолгим - в 1799 году мастера разбил паралич, и вскоре он скончался. Закончить последнюю работу Баженов так и не успел.

По разным причинам, Баженову не удалось полностью раскрыть свой потенциал. Но даже того, что он сделал, достаточно, чтобы признать его абсолютным гением. И прежде чем опровергать это утверждение, поезжайте в центр Москвы и еще раз посмотрите на Пашков дом. И желание спорить, скорее всего, пропадет.

Георгий Олтаржевский